Дистанционное обучение 2 класс 4 четверть

Музыка учит людей понимать друг друга

Закрепление темы "Средства музыкальной выразительности", повторение понятия "музыкальный лад". 
Знакомство с композитором Д.Б. Кабалевским и его пьесами "Клоуны" и "Кавалерийская".


Итоговый тест

Два лада. Природа и музыка.


Лады в музыке бывают разные, но чаще встречаются мажорный и минорный.

Выделяют два основных музыкальных лада: мажор – весёлый бодрый характер мелодии, минор – грустный, печальный характер мелодии.
Произведение русского композитора Георгия Васильевича Свиридова "Весна. Осень" звучит сначала в мажоре (так как музыка рисует весну, светлую, тёплую, долгожданную), а затем появляется минор (так как осенью природа увядает, идут дожди, погода хмурится).





Вслушайтесь в музыку! 
Почувствуйте смену характера, смену музыкального лада!





1. Просмотри видео урок "Два лада"
2. Что такое лад?
3. Какие бывают лады?


                           Всё в движении

Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, может ли существовать музыка без движения?
 Нет. Музыка может изобразить в движении человека, животное, машину, дождь... Музыка отражает, изображает всё, что происходит вокруг нас, всё, что находится в движении, и падающие листья, и журчание бегущего ручейка, и бегущего человека, и спешащую машину… Так о чём же мы будем говорить на 
сегодняшнем уроке? Мы будем говорить о движении в музыке. Тема нашего урока "Всё в движении".       

Видео урок "Всё в движении" 

«Попутная песня», которую Михаил Глинка посвятил родственнику братьев Кукольников Н.Ф. Немировичу-Данченко, является самым известным и самым исполняемым произведением из цикла «Прощание с Петербургом».
«Попутная песня», входящая в вокальный цикл «Прощание с Петербургом», является красочной жанровой зарисовкой, ярко отображающей впечатления Михаила Глинки от железной дороги, открывшейся в 1837 году и связывающей Санкт-Петербург и Павловск. Эта миниатюра, относящаяся к зрелому периоду творчества композитора, наглядно показывает, какого мастерства достиг композитор в выражении человеческих чувств, а также художественном изображении окружающего мира. 

Попутная песня
В данном задорном образце жизнерадостной лирики, Глинка, использовав разнообразные средства музыкальной выразительности, колоритно отобразил всё то, что связано с железной дорогой: гомон и сутолоку, радостное ожидание новых впечатлений и долгожданных встреч.

М.Глинка "Попутная песня"





1. Просмотри видео урок "Всё в движении"
2. Послушай "Попутную песню" М.Глинки.
3. Какие чувства передаёт эта музыка? Что тебе помогает услышать характер движения?




Волшебный цветик семицветик


Добрый день, ребята!


Ровно семь цветов у радуги,

А у музыки семь нот.

На Земле для нашей радости

Вечно музыка живет!



Наш «семицветик» - это не только семь нот, но и важные составные части, из которых музыка складывается.





Давайте посмотрим на него.





Мы познакомились со средствами музыкальной выразительности:

Интонация – это основа мелодии
Мелодия -это душа музыки
Лад – мажор минор характер мелодии
Динамика сила звучания
Ритм – чередование сильных и слабых долей
Темп – скорость звучания
Регистр – высота звучания
Тембр – окраска звука


При выполнении задания:
1. Записываем в тетради тему 
2. Ставим номер вопроса, отвечаем
3. При анализе произведения записываем название произведения и имя композитора
1. Запиши тему урока в тетрадь. Назови средства музыкальной выразительности.
2. Вспомни и спой Песню друзей. (в тетрадь записывать не надо)
3. Повтори Колыбельную Моцарта

Песня друзей 

из м\ф "Бременские музыканты"

Музыка Геннадия Гладкова, слова Юрия Энтина


1. Ничего на свете лучше нету, 
Чем бродить друзьям по белу свету, 
Тем, кто дружен, не страшны тревоги, 
Нам любые дороги дороги. 
На-на-на... 
2. Мы свое призванье не забудем, 
Смех и радость мы приносим людям! 
Нам дворцов заманчивые своды 
Не заменят никогда свободы. 
На-на-на... 
3. Наш ковер - цветочная поляна, 
Наши стены - сосны великаны, 
Наша крыша - небо голубое, 
Наше счастье - жить такой судьбою. 
На-на-на... 



Звучит нестареющий Моцарт! 


«Достичь небес - это нечто прекрасное и возвышенное, но и на милой земле несравненно прекрасна жизнь. Поэтому оставьте нас быть людьми» - эти слова величайшего композитора В. А. Моцарта раскрывают его творческое кредо.

Добрый день, ребята. Мы с вами познакомимся с удивительным композитором, имя которого у вас у каждого на слуху — это венский композитор В. А. Моцарт.



  Вольвганг Амадей Моцарт прожил небольшую, но очень яркую жизнь. Он родился 27 января 1756 года в Зальцбурге. Его отец, Леопольд Моцарт, был скрипачом и композитором в придворной капелле князя-архиепископа Зальцбургского.

Моцарт начал демонстрировать свои феноменальные музыкальные способности еще в возрасте трех лет. Он садился за инструмент и подолгу занимался подбором созвучий. Он повторял на клавесине музыкальные фрагменты пьес, которые слышал. 
Когда мальчику исполнилось четыре года, его отец, ошеломленный музыкальным дарованием сына, сказал, что он есть «не что иное, как чудо божье». В пять лет начал сочинять музыку, в одиннадцать был уже автором сонат, симфоний и оперы. У него был очень тонкий музыкальный и ритмический слух, отточенный вкус и прекрасная память.




Моцарт создал много замечательных сочинений: опер, симфоний, концертов, сонат, песен. Его лучезарная, полная сердечной теплоты, по - весеннему прекрасная музыка до сих пор приносит радость людям.

Для симфонического оркестра, композитор пишет крупное музыкальное произведение, которое называется СИМФОНИЯ.

Послушайте фрагмент симфонии №40

 Какой оркестр звучал? 

В  симфоническом оркестре большое количество музыкантов (до 100 человек),  композитор для каждого инструмента пишет свою ПАРТИЮ. Поэтому ноты для симфонического оркестра называются ПАРТИТУРОЙ.

- Какие инструменты услышали?

- Какое настроение в музыке услышали?


Симфония №40 Моцарта – шедевр классической музыки, гениальное творение, прославившееся своего автора на века. Она удивительна по своему содержанию,  сочетает глубокую оперную драматургию и мотивы народного танца, тонкий  и изысканный стиль звучания. Мелодия главной партии популярна во всем мире, является визитной карточкой творчества композитора.

Увертюра - это вступление. Инструментальная оркестровая пьеса, исполняемая перед началом крупного музыкального произведения оперы или балета.

Послушайте Увертюру к опере Моцарта "Свадьба Фигаро". В каком исполнении звучит это произведение? Какой характер музыки?

Моцарт Увертюра к опере "Свадьба Фигаро"





"Сказки старого пианино" о Моцарте


Моцарт в своих сонатах и симфониях, операх и серенадах помогает развить удивительную чуткость к прекрасному. Человек, который с детства слушал Моцарта, никогда не окажется безучастен к красоте, будет отличаться чувством прекрасного и незаурядным талантом, конечно, если ничто не будет мешать ему раскрыться.


Послушай Колыбельную Моцарта. Разучи и пой.





Колыбельная
Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду.
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит...
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!

В доме все стихло давно,
В погребе, в кухне темно,
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкою спит.
Кто-то вздохнул за стеной...
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!

Сладко мой птенчик живет:
Нет ни тревог, ни забот,
Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь веселых затей.
Все-то добыть поспешишь,
Только б не плакал малыш!
Пусть бы так было все дни!

Спи, моя радость, усни!




Вопросы и задания:

1. Какие произведения Моцарта ты послушал сегодня?

2. Что такое увертюра?

 Фотографируем, присылаем по электронной почте. Пишем фамилию и класс.
burakova@ekb55.ru






"Картинки с выставки"

Дорогие ребята! Приглашаю вас заглянуть в "Шишкину школу"!
Здесь вам подробно расскажут о произведении русского композитора 19 века
Модеста Петровича Мусоргского "Картинки с выставки". 

 


В программе вы услышите тему "Прогулка",
в которой композитор изобразил себя неспешно прогуливающимся
по выставке работ своего друга, художника Виктора Гартмана,
а также познакомитесь с пьесами
"Балет невылупившихся птенцов" и "Богатырские ворота".

Видео урок "Картинки с выставки"ссылка

 

В мультфильме "Картинки с выставки" режиссёра И. Ковалевской
в исполнении замечательного пианиста Святослава Рихтера
использованы две пьесы из фортепианного цикла М.П. Мусоргского "Картинки с выставки":
"Избушка на курьих ножках", "Балет невылупившихся птенцов".

Мультфильм Картинки с выставки

Ещё одна пьеса из фортепианного цикла
Модеста Петровича Мусоргского "Картинки с выставки" -
"Рынок в Лиможе" в исполнении пианистки Влады Грякаловой.
 

Лимож. Рынок


Вопросы и задания:

Нарисуйте в тетради по музыке или на листе А4 иллюстрацию к любой прослушанной пьесе из фортепианного цикла Модеста Петровича Мусоргского "Картинки с выставки". 

 Фотографируем, присылаем по электронной почте. Пишем фамилию и класс.
burakova@ekb55.ru



 

Симфоническая сказка "Петя и волк"



Вы уже знакомы с замечательным композитором Сергеем Сергеевичем Прокофьевым. 
Специально для детей, на собственный текст, Прокофьев
в 1936 году  сочинил симфоническую сказку "Петя и Волк". 
В остроумной, живой форме композитор знакомит ребят 
с тембрами различных инструментов симфонического оркестра

ТЕМБР – ЭТО ОКРАСКА ЗВУКА.



Внимательно прочитайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых в нём говорится.

С болота, поросшего ряской,
С полей, из лесного дупла,
Певучая, добрая сказка
По нотным тропинкам сошла.
К тесовому дому под елью,
Тропинка тебя приведет,
Расскажет о Пете и Волке,
Гобой, и кларнет, и фагот. 
Упрятаны в нотных страницах,
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
у сказки свои голоса:
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой гобой,
А злого-презлого волчищу,
Валторны заменят собой,
Однако, к чему торопиться?
Твоя эта сказка, бери,
Волшебные двери - страницы,
В нее поскорей отвори.
Сказка называется «симфонической», потому что написана для симфонического оркестра. 
В симфоническом оркестре 4 группы инструментов:
- струнно-смычковая;
-деревянная духовая;
- медная духовая;
- ударная.

В струнно-смычковую группу инструментов входят скрипка, альт, виолончель и контрабас.
Духовая группа инструментов подразделяется на деревянно-духовые и медно-духовые инструменты. 
В деревянно-духовую группу инструментов входят флейта, гобой, кларнет и фагот.
В медно-духовую группу инструментов входят труба, валторна, тромбон и туба.
В группу ударных инструментов входят литавры, колокола, ксилофон (они имеют определённую высоту звука), 
а также треугольник, барабаны, там-там, кастаньеты, тарелки и другие инструменты.

Посмотрите на таблицу "Музыкальные инструменты симфонического оркестра" и найдите все группы инструментов


Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив, то есть каждый герой имеет свою музыкальную тему, 
которую исполняет определенный инструмент оркестра или группа инструментов.

Отважный пионер Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в духе веселого марша. А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель.

Подруга Пети -  птичка, её л
ейтмотив исполняет флейта. Этот инструмент относится к деревянно-духовой группе.

Следующий персонаж сказки - утка, её тему исполняет гобой – это тоже деревянно-духовой инструмент. Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря».

Но вот появляется кошка! Ее лейтмотив исполняет кларнет – еще один инструмент из семейства деревянно-духовых инструментов.

Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, - ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?». Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато.

Еще один персонаж сказки – волк! Его лейтмотив исполняют валторны - инструменты медно-духовой группы.

И наконец, появляются охотники, которые идут по следам Волка и стреляют. Выстрелы охотников исполняет группа ударных инструментов. 
А именно литавры и барабаны.


Послушайте, как звучат лейтмотивы (темы) героев сказки.

 Лейтмотивы сказки ссылка

    Посмотрите на таблицу "Музыкальные инструменты симфонического оркестра" и покажите все инструменты, которые изображают героев сказки.



Мы познакомились с вами с действующими лицами симфонической сказки «Петя и волк». 

А сейчас посмотрите мультипликационный фильм - экранизацию одноименной симфонической сказки Сергея Прокофьева. 
Постарайтесь услышать все тембры инструментов и лейтмотивы действующих лиц сказки. Приятного просмотра!
Мультфильм Петя и волк


Вопросы и задания:
1. Уметь различать на слух темы героев сказки, знать инструменты симфонического оркестра, которые их изображают.
2. Запишите в тетрадь действующих лиц сказки и название инструментов, которые их озвучивают. 
3. Что такое тембр?
4. Закрепить свои знания по теме поможет тест-тренажёр


На вопросы отвечаем письменно в тетради. Фотографируем, присылаем по электронной почте. Пишем фамилию и класс.
burakova@ekb55.ru










1 комментарий: