4 класс 1 четверть



Урок 4. 
На великий праздник собралася Русь

Добрый день, дорогие ребята!

Сегодня мы поговорим о теме Победы в русской музыке.


С.Присекин. "И клятву верности сдержали..." Смоленск, 1812

В русском фольклоре и в творчестве композиторов есть произведения, которые славят героев, защитников Родины. Некоторые из них ты уже знаешь - это песни "Славны были наши деды...", "Солдатушки, бравы ребятушки..." и канты неизвестных авторов.

В сочинениях композиторов - операх, кантатах, обращенных к истории, звучат и торжественные хоры, прославляющие героев Отечества. Так, в эпилоге оперы "Иван Сусанин" М.Глинки мы слышим мощный, яркий хор "Славься!"

 

Задание: послушай его и спой главную мелодию.

М.Глинка "Хор Славься!"

Послушай номер из кантаты "Александр Невский" С.Прокофьева - "Песня об Александре Невском"

С.Прокофьев Песня об Александре Невском


Песня об Александре Невском.

 

А и было дело на Неве-реке ,

На Неве-реке, на большой воде.

Там рубили мы злое воинство,

Злое воинство, войско шведское.

 

Ух, как бились мы, как рубились мы!

Ух, рубили корабли по досточкам.

Нашу кровь-руду не жалели мы

За великую землю русскую.

Где прошёл топор, была улица,

Где летело копьё - переулочек.

Положили мы шведов, немчинов,

Как ковыль траву на сухой земле.

 

Не уступим мы землю русскую.

Кто придёт на Русь, будет насмерть бит.

Поднялася Русь супротив врага;

Поднимись на бой, славный Новгород!

 

 
Вопросы и задания: 

1. Какие знакомые тебе темы звучат в финале кантаты "Александр Невский" С. Прокофьева?

2. Только ли крестьянина Ивана Сусанина или князя Александра Невского прославляют опера М. Глинки и кантата С. Прокофьева?

3. Какой музыкальный инструмент усиливает торжественность заключительных хоров?

Урок 1.

МЕЛОДИЯ

Мелодия - душа музыки.
Мелодия - это главная мысль музыкального произведения, выраженная звуками.
Слово "мелодия" происходит от греческого слова "melodia", что означает пение, напев.
Мелодия - главное выразительное средство в музыке.

Музыка композиторов полна народными или близкими к народным мелодиями. Вот почему сочинения Глинки, Чайковского, Мусоргского, Прокофьева во всем мире узнают, как музыку русскую, Шопена - как польскую, Грига - как норвежскую...

Сергей Васильевич Рахманинов - композитор, пианист, дирижер.
Он родился под Новгородом, на родине былинного героя Садко. Так же как и Садко, Рахманинов любил свою землю и тосковал в разлуке с ней. Ведь в 1917 г. в расцвете творческих сил он навсегда покинул Россию.

Множество удивительных мелодий рассыпано в концертах, прелюдиях и романсах Рахманинова. Многие из них, по выражению русского поэта А.Блока, звучат как "тихий гимн" красоте родной природы.


С.В.Рахманинов (1873 - 1943)

Послушай главную мелодию первой части Третьего концерта С.В. Рахманинова (до 2 минуты 52 секунды).

Современники Рахманинова предполагали, что в Концерте №3 для фортепиано с оркестром он использует народную песню или церковную мелодию. Однако это не так. "Первая тема моего 3-го концерта, - писал Рахманинов, - ни из народных... ни из церковных источников не заимствована. Просто так "написалось"!.. Я хотел спеть мелодию на фортепиано так, как ее поют певцы, и найти подходящее, вернее, не заглушающее это "пение" сопровождение. Вот и все!

Ты запой мне ту песню...

С давних времен человек связывал свои мысли, чувства, настроения с картинами природы. Это отразилось и на народном творчестве, и на творчестве поэтов, писателей, художников и, конечно, композиторов, которые воспевали родную природу в своих произведениях.

Послушай русскую народную песню "Ты, река ль, моя реченька"


Что не выразишь словами, звуком на душу навей...

В мелодии - душе музыки - выражены самые сокровенные чувства, которые не всегда передашь словами. Не случайно возникли произведения для пения без слов - вокализы. Слово это означает гласный звук, звучащий, поющий. Певческий голос можно назвать самым одухотворенным и совершенным музыкальным "инструментом".

Послушай "Вокализ" С.В. Рахманинова в исполнении Вероники Джиоевой (сопрано). Какие чувства у тебя вызвала эта музыка? В чем, по-твоему, ее красота? Чем отличается вокализ от романса или песни?


Разучи песню "ПЕСЕНКА ПЕРВОКЛАССНИКА", которую сочинил белорусский композитор Эдуард Ханок на слова Игоря Шаферана.

 1. Нагружать всё больше нас стали почему-то,
 Нынче в школе первый класс вроде института
 Нам учитель задаёт с иксами задачи
 Кандидат наук и тот над задачей плачет.       

  2. А у нас стряслась беда – сочинение снова,
  Лев Толстой в мои года не писал такого.
  Не бываю я нигде, не дышу озоном,
  Занимаюсь на труде синхрофазотроном.
 ПРИПЕВ:
 То ли ещё будет, то ли ещё будет,
 То ли ещё будет, ой, ой, ой!
 То ли ещё будет, то ли ещё будет,
 То ли ещё будет, ой, ой, ой!  

 3. Нагружать всё больше нас стали почему-то,
  Нынче в школе первый класс вроде института.
  Я ложусь в двенадцать спать, силы нет раздеться,
  Вот бы сразу взрослым стать, отдохнуть от детства!

  ПРИПЕВ:



Домашнее задание:
1. Знать понятия и термины урока: Концерт для фортепиано с оркестром, куплетная форма, вокализ, С.В.Рахманинов
2. Повторить материал за 3 класс и пройти тест.


ТЕСТ ссылка




Комментариев нет:

Отправить комментарий