Дистанционное обучение 4 класс 4 четверть

Итоговый урок. Говорит музыка.


Музыкальный сказочник

 Н.А. Римский-Корсаков


- Урок сегодня необычный – мир сказки ждёт нас символичный.
Ведь мы с хорошей сказкой неразлучны,
Чудес и песен в сказке – до небес!
Вы представляете, как стало бы скучно,
Если б не было ни игр, ни сказок, ни песен, ни чудес.

 Римский-Корсаков говорил: «В сущности мой род – это сказка, былина и непременно русские». И поэтому его назвали «музыкальным сказочником». Но не только русские сказки встречаются в творчестве композитора. Восточная тематика также занимает большое место в музыке Римского-Корсакова.

Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с новым произведением Римского-Корсакова - симфонической сюитой «Шехеразада», написанной по мотивам арабских сказок «1000 и 1 ночь». Сюита «Шехеразада» принадлежит к числу лучших образцов русской классической музыки, посвященных теме Востока.















Римский-Корсаков
Н.А. Римский-Корсаков

Настоящим чародеем музыкальной живописи был Николай Андреевич Римский-Корсаков. И великим сказочником в русской музыке.
Композитор с детства боготворил природу. Он открывал в ней очарование сказки. А когда стал музыкантом, выразил свою любовь в звуках. В его музыке зазвучала даже радуга, нарисованная звуками оркестра в опере «Млада»:
Один конец в леса вонзила»
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
Ф. Тютчев
В музыкальных картинках Римский-Корсаков воспроизводил трепет и пробуждение весны, роскошь красок осени, картины южного лета и таинственные пейзажи русской зимы. Но особенно по душе ему было море. Он любовался им не только с берега. Еще юношей, учась в Морском корпусе, он бывал в походах на Балтике. А молодым морским офицером три года провел в плавании по Атлантике и Средиземноморью. Испытал все повадки океана и впитал в себя его красоту.

Сюита (с франц. Suite – ряд, последовательность) – циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей, объединённых общим замыслом.

Понятие программная музыка означает ту музыку, в основе которой лежит определенный сюжет, программа.

Композитор приложил к партитуре следующую программу:
«Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок — казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, по­буждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ».


Шахерезада

В первом издании сюиты каждая часть имела программный подзаголовок:
I. Море и Синд­бадов корабль;
II. Фантастический рассказ Календера-царевича;
III. Царевич и царевна;
IV. Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником.
Содержание
Сюита состоит из четырех частей, представляющих собой вполне законченные отдельные эпизоды, но объединенные некоторыми лейтмотивами. Например, тема султана Шахриара, как ее принято называть, представлена резкими грозными унисонами медных духовых и струнных инструментов. Тема Шехерезады, напротив, озвучена солирующей скрипкой с сопровождением арфы – она чарует и завораживает, заставляя прислушиваться к восточным звуковым хитросплетениям. Обе темы будут видоизменяться по ходу сюжета, но останутся узнаваемы даже в конце, когда сердце Шахриара смягчится вместе со струнными, перешедшими на пианиссимо.
Первая часть была названа автором «Море и Синдбадов корабль». Вступление ознаменовано появлением Шахриара, а затем и самой рассказчицы - Шахерезады. Далее наступает черед морской темы - струнные дополняются аккордами духовых, передающих раскаты волн, а затем нежная флейта рисует бег корабля по морскому простору. Буря развивается тревожным звучанием струнных, более резкими вскриками духовых, сплетением тем в хаосе шторма. Но вскоре возвращается умиротворенное спокойствие.
Вторая часть – «Рассказ царевича Календера» начинается темой главной героини, и постепенно переходит в яркую восточную мелодию. Она достаточно замысловата – автор играет тембрами, имитируя напряженное и увлекательное повествование. В середине части возникает тема битвы, напоминающая тему Шахриара, но никак не связанная с ней. Полет легендарной птицы Рух возникает на фоне батальной сцены звучанием флейты-пикколо. Завершение части - переход из темы битвы в тему царевича, прерываемую каденциями.
В основе третьей части, носящей название «Царевич и царевна», лежат две темы, характеризующие главных героев повествования.  Одна из них, тема Царевича, более лиричная, мелодичная, вторая дополняет ее игривыми интонациями с затейливым ритмическим рисунком. Темы развиваются, сплетаются друг с другом, приобретая новые яркие краски, однако в один момент их прерывает тема Шехерезады в исполнении скрипки-соло.
Часть четвертая, именуемая композитором «Багдадский праздник. Море. Корабль разбивается о скалу с медным всадником» включает сочетание почти всех основных тем сюиты из предыдущих частей. Здесь они причудливо переплетаются, наполняются новыми оттенками, и создают картину неистового веселья. Праздник сменяется морской бурей, в изображении которой Римский-Корсаков достиг совершенства. В заключении появляется тема Шахриара, но она явно уж не такая резкая и суровая, как в начале – грозный султан все же поддался чарам прекрасной Шахерезады.

Вторая жизнь симфонической сюиты «Шехеразады»

- Известный русский балетмейстер Сергей Фокин в начале прошлого, XX в., осуществил хореографическую постановку этой сюиты. Зрелищность и живописность музыки «Шехеразады», соединившись с выразительной пластикой танцевальных движений, рельефным рисунком танца, оригинальными костюмами словно дали вторую жизнь этому сочинению. 

Сюиту продолжают любить и слушать до сих пор, она переживает множество обработок и транскрипций, и от этого не становится хуже. Она все так же чарует ритмами Востока и выстраивает в сознании неповторимые по красоте образы Шахерезады, морской стихии и звездной арабской ночи, наполненной волшебным голосом прелестной рассказчицы...

Вопросы и задания:

1. Запиши тему урока в тетрадь
2. Что такое сюита?
3. Что такое програмная музыка?
4. Послушай фрагмент Сюиты "Шехеразада" и посмотри фрагмент Адажио


Мастерство исполнителя. В каждой интонации спрятан человек.


Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит разобраться в непростой теме, которой мы посвятим ещё не один урок.
Она звучит так: «В интонации спрятан человек».
Первое что предстоит нам выяснить сегодня: – что такое интонация? Где впервые мы встретились с этим определением?
Второе: Как интонация помогает музыке создавать образы и учит нас понимать и чувствовать их.
В переводе с латыни интонация означает отчётливое, громкое произношение. Может кто – то догадался, на каком уроке нас просят громко произносит текст?
 Конечно это литература.


Все средства музыкальной выразительности помогают отличать одно сочинение от другого, различать образы, понимать их настроение и чувствовать. Поэтому именно интонация является зерном музыкального произведения. Только интонация способна передать различные оттенки, переливы чувств и переживаний, что никакими словами не выразить и не описать.

 В музыке есть тоже понятие интонация – это одно из главных средств музыкальной выразительности. 

 
 



 Существует всего 7 нот, из которых возник целый океан музыкальных произведений. Однако в нём не найдёшь и двух совершенно одинаковых сочинений. 
     

Эту прекрасную мелодию сочинил норвежский композитор Эдвард Григ. Звучала она в спектакле, поставленном по драме Генриха Ибсена «Пер Гюнт». Называется она «Песня Сольвейг»

Песня Сольвейг

Музыка создаёт женский образ. Мелодия спокойная, нежная и печальная льётся размеренно в медленном темпе. Динамика ровная и спокойная.
Ритм первого фрагмента размеренный, спокойный и ровный, создающий песенный характер, а второй подвижный и танцевальный.


Вопросы и задания:

1. Запиши тему урока в тетрадь
2. Прослушай произведение "Песня Сольвейг", определи исполнительский состав и характер музыки.


Мастерство исполнителя. Гитара

Что за звуки! Неподвижен, внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя…


Эти замечательные строки М.Лермонтов посвятил гитаре.

Добрый день, ребята! 
Гитара это самый массовый и распространенный инструмент, на котором многие играют и многие хотели бы научиться играть. Людей, играющих на ней гораздо больше, чем играющих на каких либо других инструментах. Гитара распространилась по всем континентам, включая Антарктиду. Гитара побывала даже в космосе. Космонавты взяли её на космический корабль, чтобы в короткие минуты отдыха наслаждаться игрой на любимом инструменте.
Сегодня мы узнаем о происхождении этого инструмента, послушаем удивительную музыку.

 Родиной современной классической гитары является Испания. Первоначально испанская гитара имела четыре, затем пять струн. Но позже появилась шестиструнная. Именно она стала классической моделью современной гитары.
 Особым этапом в развитии гитары стало появление электрогитар. Богатые возможности звуковой обработки позволили до неузнаваемости изменить звук классической гитары.

История гитары ссылка смотрим






Тонкая рябина

Ana Vidovic

Под  гитару может не только петь песни, но и вести музыкальное сопровождение старинных романсов , но и  играть сложные классические произведения в ансамбле. Тут уж гитаристу нужно очень мастерски владеть инструментом.
Давайте мы прослушаем фрагмент исполнения классического произведения.

И.С. Бах Чакона


Вопросы и задания:

1. Запиши тему урока в тетрадь
2. Какое из прослушанных произведений тебе больше понравилось? Какой характер у этой музыки?
3. Назови известных тебе исполнителей авторской песни.


Повторить песню "Первый учитель"
((Зайти на страницу Песни 4 класс)

При выполнении задания:
1. Записываем в тетради тему 
2. Ставим номер вопроса, отвечаем
3. При анализе произведения записываем название произведения и имя композитора


На вопросы отвечаем письменно в тетради. Фотографируем, присылаем по электронной почте. Пишем фамилию и класс.
burakova@ekb55.ru

 

 

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд


Добрый день, ребята.

 Сегодня у нас с вами еще одна встреча с искусством - миром чувств и раздумий, откровений и открытий
-Тема нашего урока «Исповедь души».
Мы  с вами поговорим о творчестве С.В.Рахманинова и Ф.Шопена, об их любви к своей Родине. Они создавали музыку, в которой выражали свои душевные страдания. 

Для каждого человека Родина начинается по-разному. Для маленького Сергея Родина началась в деревенской глуши имения Онег, недалеко от Новгорода, где он жил вместе с бабушкой. Сергей так же, как и вы, любил зимой кататься на санках, играть в снежки. А летом – купаться в реке, ловить рыбу, собирать ягоды, грибы. На всю жизнь полюбил Сергей широкую реку Волхов, дремучие леса, бескрайние просторы полей.

Сергей Васильевич Рахманинов

Как говорил Рахманинов: «Я – русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому – это русская музыка».

Так писал Рахманинов о своем сочинении, которое известно во всем мире как «Прелюдия До-диез минор». Она стала любима и популярна в разных странах мира. Это удивительная пьеса. Звучит она меньше трех минут. В ней всего три звука: ля, соль диез, до диез. 

Прелюдия - это короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы.

Он писал: «Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства связано с тремя нотами, вызванивавшимися большими колоколами новгородского Софийского собора, которые я часто слышал». 
На всю жизнь осталось у композитора это впечатление – звук колокола, как образ Руси, России, Родины. Сочинил эту пьесу композитор в 19 лет. Ее можно назвать эпиграфом ко всему творчеству. Эту музыку называют «маленькой трагедией». Давайте послушаем прелюдию. 

  Как вы думаете, о чем поведал нам композитор?
 Ребята, какие чувства охватывают вас при прослушивании?
Какой характер музыки? 

В 1917 году композитор вместе со своей семьей отправляется в Швецию с концертной программой, и предполагалось, что вернутся они через два месяца. Однако, как оказалось, с родными краями они простились уже навсегда. Вскоре семейство Рахманиновых переехало в Америку. Там очень ценили талант Сергея Васильевича и считали его пианистом мирового уровня.
Когда началась Великая Отечественная война, Рахманинов крайне тяжело переживал это и даже один из гонораров за свое выступление (сумма составляла около 4 тыс. долларов) он передал для поддержки советской армии. Его примеру тут же последовали другие известные музыканты.

А сейчас мы перейдем к изучению творчества другого композитора, во многом повторившему судьбу Рахманинова.


Фредерик Шопен. Родина великого композитора – Польша. Он – прекрасный пианист. Друзья называли его «душа фортепиано». Он написал множество произведений для фортепиано. Долгие годы провел на чужбине. Умер во Франции, а сердце его поляки трепетно хранят в Варшаве, в костеле Святого Креста. 
Он сочинял вальсы, мазурки, прелюдии, полонезы, этюды. Каждое произведение Шопена – это исповедь души, откровение, страница его музыкального языка. Жизнь Шопена сложилась трагически. Он еще очень молодым человеком покинул Польшу и вынужден был всю оставшуюся жизнь жить вдали от Родины. Но и на чужбине он продолжал сочинять.

Шопен первый кто создал цикл из 24 прелюдий. Они написаны во всех мажорных и минорных тональностях. 

Свое горе, гнев, возмущение Шопен излил в музыке, откликнувшись на события, которые происходили в Польше в 1830 году (жестокое подавление народного восстания)
Современники Шопена называли этот этюд «Революционный». Он был написан как отклик на события польского национально-освободительного восстания 1830 года.

Бурлит, клокочет океан-громада,
взмывая гребни волн, сбивая пену...
Я подставляю сердце водопаду
целебных звуков музыки Шопена.

Я подчиняюсь тайной силе страсти
могучих волн, что ввысь меня вздымают,
душа, как птица бьётся, рвёт на части,
и каждый нерв трепещет и страдает...

Сметает всё шквал бурного движенья,
рокочет, ближе к берегу стихая...
Вся жизнь - к вершинам солнечным стремленье,
и музыка Шопена это знает...

Вопросы и задания:


1. Что общего в творчестве С. Рахманинова и Ф. Шопена?
2. Что такое прелюдия?
Повторить песню "Первый учитель"
((Зайти на страницу Песни 4 класс)


На вопросы отвечаем письменно в тетради. Фотографируем, присылаем по электронной почте. Пишем фамилию и класс.
burakova@ekb55.ru




Добрый день, ребята!
Не в некотором это было царстве и не в некотором государстве, а было на Руси святой. Жила – была березонька. Спала она крепким сном всю долгую зимушку. А весна – красна, пришла, солнышком пригрела, теплым ветром обвеяла и проснулась наша красавица. Проснулась, оглянулась, листочками обернулась, сережками украсилась, к празднику приготовилась.
А праздник этот был ТРОИЦА
Троица - это народный праздник, это величание природы. На Руси издревле отмечают его в июньскую пору. Троицким деревом называют нашу берёзку. Ею украшают храм на все Богослужения Троицкой недели. В народе эта неделя зовётся зелёной. Ветками берёзы и разнотравьем украшается дом, церковь.
 Святая Троица –праздник русской березки. Выходите девицы, становитесь в круг. Песню споем, хороводы заведем, кудрявую березоньку величать будем.

 «Березка»
1.Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли люли, стояла,
Люли люли, стояла.
2.Некому берёзу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли люли, заломати.
Люли люли, заломати.
3.Я  пойду,пойду погуляю,
Белую берёзу заломаю.
Люли люли, заломаю,
Люли люли, заломаю.
4.Срежу с берёзы три пруточка,
Сделаю три гудочка.
Люли люли, три гудочка.
Люли люли, три гудочка.
5.Ачетвёртую балалайку,
а четвёртую балалайку.
Люли люли, балалайку,
Люли люли, балалайку.
6. Стану в балалаечку играти,
Стану я милого потешати
Люли люли, потешати
Люли люли, потешати.
Троица - это старинный русский праздник земли, воды и леса. Троица – это  их день рождения, а  в Троицу земля, вода и лес – именинники.

Рассказ Ивана Шмелева о том, как украшали к Троице дома:

«Солнце слепит глаза, кто-то отдернул занавеску. Я жмурюсь радостно: Троицын День сегодня! Над моей головой зеленая березка, дрожит листочками. У кивота, где Троица, тоже засунута березка, светится в ней лампадочка. Комната кажется мне другой, что-то живое в ней.
… Все нарядны, в легких и светлых платьях. На мне тоже белое все, пикейное, и все мне кричат: не обзеленись! Я гуляю по комнатам. Везде у икон березки. И по углам березки, в передней даже, словно не дом, а в роще. И пахнет зеленой рощей».
А вот еще о храме:
«Теплятся в зелени лампадки. Лики икон, в березках, кажутся мне живыми — глядят из рощи. Березки заглядывают в окна, словно хотят молиться… Не видно певчих и крылосов, — где-то поют в березках. Березки и в алтаре — свешивают листочки над Престолом.
…Это не наша церковь: это совсем другое, какой-то священный сад…Там, в березках, невидимо, смотрит на нас Господь, во Святой Троице, таинственные Три Лика, с посошками. И ничего не страшно. С нами пришли березки, цветы и травки, и все мы, грешные, и сама земля, которая теперь живая, и все мы кланяемся Ему, а Он отдыхает под березкой.
…Все это здесь, со мною, пришло с березками: и березовый, легкий воздух, и небо, которое упало, пришло на землю, и наша земля, которая теперь живая, которая — именинница сегодня».
И дома, и в храме — всё — Троица.


Андрей Рублев. Икона Троица



Вопросы и задания:


1.     Почему этот праздник назвали Троицей?
Разучи русскую народную песню "Береза"
2.     С какой знаменитой иконой вы познакомились сегодня? Кто ее автор?
3.     Какой главный символ праздника Троица?

На вопросы отвечаем письменно в тетради. Фотографируем, присылаем по электронной почте. Пишем фамилию и класс.
burakova@ekb55.ru
 

 

Праздник праздников, торжество из торжеств



Здравствуйте, дорогие ребята!
За окном весна, а это время года связано со светлыми ожиданиями и надеждами. Именно весной Православная церковь отмечает главный христианский праздник, который именуется «Праздников праздник, торжество из торжеств»! Может кто-нибудь из вас знает, о каком дне идет речь?

 Это - Пасха. Светлое Христово Воскресение.

Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес! 
А. Майков

Празднование Пасхи- многовековая традиция. И сегодня мы узнаем о том, как на Руси издавна было принято встречать Светлое Христово Воскресенье.
Пасха - радостный и светлый день. Все события, связанные с ним- огромное чудо. На Пасху люди пекут кулии. красят пасхальные яйца. На пусху верующие радостно приветствуют друг друга словами: "Христос воскресе!" - и ответным: "Воистину воскресе!"

Это тропарь – краткое песнопение, посвященное празднику. Его поют прихожане вместе с церковным хором.
 







Воскресение. Икона

На иконе Иисус Христос протягивает руку Адаму и Еве. Он выводит их из мрака и холода к свету и теплу райской жизни.




Ангел. Древняя фреска


Празднование Пасхи начиналось в ночь с субботы на воскресение. Все верующие собирались в эту ночь на молитву в храм.
Давайте и мы не будем отступать от этой традиции и побываем на службе в храме. В пасхальном богослужении стоит очень красивая молитва «Ангел вопияше»
«Вопияше»- старославянское слово, оно означает –«восклицает». Молитва исполняется как бы от лица ангела, который обращается к Богородице, восклицая «Радуйся!

Прослушайте произведение  П.Чеснокова «Ангел вопияше» Определите исполнительский состав и характер произведения.



 С древних времен человека интересовала волшебная жизненная сила обычного яйца. Люди считали его источником творческих сил, весеннего пробуждения природы. Во многих старинных рукописях круглый свод неба сравнивался с верхней половиной яичной скорлупы, а нижней -замыкала подземный мир. Пасхальное яйцо называют КРАШЕНКОЙ. Считалось, что при помощи пасхального яйца получают облегчение от всех болезней и напастей. А еще на Пасху верующие радостно приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!»- ответным «Воистину воскресе!». В домах зажигали все свечи, лампы; ходили обязательно в гости- «христосоваться». ХРИСТОСОВАНИЕ- это обычай всеобщего троекратного целовани.

На Пасху принято играть в игры ,петь песни, развлекаться. Чисто пасхальными были игры с крашенками. В эти игры можно поиграть и сегодня. 


Игра «Волчок»
(Приглашаются 2 желающих. Соревнуются между собой, крутят крашенки на счёт 3, у кого яйца крутятся дольше, тот и выиграл)

Игра «Бой крашенками»
(2 играющих выкрикивают:«Раз,два,три! Моя Крашенка крепись!. Игроки бьются крашенками любой стороной, обычно острой. Чье яйцо разобьётся или даст трещину, тот проиграл)

Праздник Пасхи, это не только молитвы. У русских крестьян был обычай поздравлять своих соседей Они обходили дома один за другим, пели песни, играли на волынках и ждали подарков. Таких людей называли ВОЛОЧЕБНИКАМИ. Слово это означает «поющие под окном», а обряд носит название « хождение волочебников».

Иллюстрация «Волочебники»






Давайте и мы с вами поздравим всех родных и друзей со Светлым праздником Пасхи красивой пасхальной песней.

Разучивание и исполнение песни «Звонят, звонят колокола» с использованием детских музыкальных инструментов. 





Вопросы и задания:

-С какими песнопениями  мы познакомились?
-Что такое тропарь?
-Какими словами мы приветствуем друг друга в этот праздник?

На вопросы отвечаем письменно в тетради. Фотографируем, присылаем по электронной почте. Пишем фамилию и класс.
burakova@ekb55.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий