8 класс 1 четверть


Тема года 

«Традиции и современность в музыке»

Урок 1.

Музыка «старая» и «новая»

 «Музыка своей

мелодией доводит нас до самого

края вечности и дает нам

возможность в течение нескольких

минут постичь ее величие». 

Томас Карлейль, британский писатель,

публицист, историк.


Музыка – самое древнее из искусств.

Нет смысла спорить с тем, что явно, очевидно: изменяется человек, изменяется и жизнь вокруг него. 

Впрочем, бесспорно и другое: не всё в жизни подвластно изменениям. В ней много есть такого, что неизменно повторяется из века в век. Рассветы и закаты, радости и страдания, добрые и злые дела, поиски истины, стремление к свету... Никакой прогресс не властен над такими вечными, как мир, явлениями: не в силах он их ни изменить, ни отменить.  

Заря - Зареница ~ Шишкин Андрей

Андрей Алексеевич Шишкин. «Заря – Заряница».

Именно из этих — вечных — начал берет свои истоки искусство. Оно зарождалось тогда, когда человека пленяло обаяние весеннего дня или очарование лунной ночи; когда душа, согретая пробуждающейся любовью, раскрывалась навстречу теплому миру; оно бывало подчас единственной поддержкой и утешением в дни глубокого горя.  

Дарьяльское ущелье. Лунная ночь.. Архип Иванович Куинджи

Архип Иванович Куинджи «Дарьяльское ущелье.

 Лунная ночь».

Поэтому история искусства так мало похожа на историю других человеческих дел: в ней нет своего «музея старых вещей», ставших ненужными только потому, что на смену им пришли новые, более совершенные вещи. Даже, наоборот: в искусстве разных веков есть произведения, подобные вершинам, — их не удалось превзойти никому. 

Французский композитор К. Дебюсси

Послушайте произведение К. Дебюсси «Мелодия слёз». 

К.Дебюсси "Мелодия слёз" ссылка

Да и само понятие «история» в искусстве носит скорее условный характер: ведь нельзя достоверно судить о том, что тянется к нам из глубины далеких веков, что пришло в мир вместе с самим человеком.

Есть у Бориса Пастернака такие строки:

«Так начинают. Года в два

От мамки рвутся в тьму мелодий,

Щебечут, свищут, — а слова

Являются о третьем годе».

Эти строки — о музыке, о том, что она является человеку прежде других искусств; смысл их очень глубок.

Они как бы обозначают «возраст» различных видов искусства, исходя из природы самого человека. И если верна теория, что периоды становления всего человечества подобны периодам взросления отдельного человека, то можно предположить, что из всех искусств музыка — самая древняя, что только она была способна выразить человеческие чувства до того, как он научился выражать их в слове или рисунке.

Как звучала она, эта первая музыка? 

Была ли похожа на наши младенческие песни, такие одинаковые, в каком бы уголке мира они ни звучали? Или в ней было что-то от мерного и тихого звучания колыбельных, которые матери всех времен пели в ритме собственного дыхания, собственного сердца? А может быть, ее отзвуки слышны в веселых плясках крестьян, празднующих богатый урожай или удачную охоту?

Во всем этом — неразгаданная тайна, которая, подобно многим другим тайнам музыки, едва ли когда-нибудь откроется нам во всем своем богатстве. 

Послушайте произведение  И. С. Бах. Кантата (Колыбельная).

И.С.Бах Кантата. Колыбельная ссылка

Однако на некоторые ее загадки мы постараемся найти ответы в нашем учебнике. Его главная тема — «Традиция и современность в музыке» — как раз и задумана с целью ответить на некоторые важные вопросы музыкального искусства.

Почему нам может быть так близка «старая» музыка? Почему порой она даже кажется нам более понятной, чем многое из того, что создается в наши дни?

Почему музыканты снова и снова обращаются к традиции?

И чему может научиться у музыки современный человек? 

 Олег Зеликов «Дуэт».


Отвечая на эти вопросы, мы еще раз увидим: музыка не замыкается сама в себе, она открывает нам путь в иные области понимания — человеческой жизни, ее смысла, места человека в мире. Мы увидим, что музыка не только выражает чувства, но и воздействует на душу, она порождает такие силы, какие без ее помощи, возможно, никогда бы не возникли. Мы увидим также и то, что настоящая музыка не бывает «старой», она по-прежнему, как и в былые времена, созвучна душе человека, будто бы в ней, как в каждой душе, заключена великая и непостижимая для нас тайна бессмертия. 

Послушайте произведение  Ф. Шопен. Ноктюрн № 2 ми-бемоль (опус 9).


Комментариев нет:

Отправить комментарий