Дистанционное обучение 3 класс 4 четверть

Итоговый урок. Музыкальные сокровища

Видеоурок Музыкальные сокровища


Прославим радость на земле

Видеоурок "Прославим радость на земле"

Добрый день, ребята. Есть мелодии, которые знает весь мир. Среди них мелодия из финала Симфонии №9 Людвига ван Беховена, написанная на текст "Оды  к радости" немецкого поэта Ф.Шиллера.

Ода в переводе с греческого - песня. Она исполнялась на народных праздниках, во время торжественных процессий, восхваляла героев-победителей.

 Тема радости удивительно проста и воспринимается как откровение. Голоса солистов, хора, оркестра объединяются, сливаются в едином порыве прославления радости. Тема преображается в песню, светлый гимн, героический марш, превращается в грандиозную картину массового ликования, торжества счастливого человечества. “Обнимитесь, миллионы!” — этим апофеозом завершается симфония, заставляя биться сердца слушателей в унисон с музыкой Л. Бетховена и словами Ф. Шиллера.


Бетховен

Людвиг ван Бетховен


Радость юной жизни пламя!
Новых светлых дней залог!
Мы, впивая сердцем пламя,
Входим в светлый твой чертог.
Сорван гнёт с границ ненужных,
Там, где всё живёт трудом.
Все творцы идей послушны
Под твоим большим крылом.
Радость светит нам в тумане,
Греет сердце в час невзгод.
Плен страстей нас в бездну манит,
Радость к солнцу нас зовёт.
Радость вспомнят все народы,
Гнёт седых веков забыв.
Из груди самой природы

Л.Бетховен "Ода к радости"


Русский композитор Д.Шостакович говорил: "Художник может показать миллионам людей то. что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества". В этом великая сила искусства.


Домашнее задание:

Запишите в тетрадь тему урока. Ответьте на вопросы:
1. Что такое Ода?
2. Определи исполнительский состав и характер произведения "Ода к радости"

Певцы родной природы



Здравствуйте, ребята.

Надо иметь не только глаз, но и внутренне чувствовать природу, надо слышать ее музыку и проникаться ее тишиной. 

И. Левитан





Э.Григ "Утро"


«ВРЕМЕНА ГОДА» П. И. ЧАЙКОВСКОГО 
Пётр Чайковский Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра. Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.
П.Чайковский "Март"


Норвежский композитор  Эдвард Григ   и русский композитор   Петр Ильич Чайковский   очень любили родную природу и отображали это в своих произведениях на музыкальном языке .

 


Домашнее задание:

Запишите в тетрадь тему урока. Ответьте на вопросы:

В чём сходство произведений Э.Грига и П.Чайковского?

Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева


 Добрый день, ребята. 


Работа предстоит серьёзная и непростая. Мы с вами окунемся в удивительный мир красоты волшебных звуков.



Имя Сергея Сергеевича Прокофьева известно во всём мире. Поэт Константин Бальмонт как-то назвал композитора «солнечным богачом». «Действительно, солнечность Прокофьева многообразна, его музыка ярка, как солнце, тепла, как солнце, и земной шар охватила она, как охватывают его солнечные лучи» (Геннадий Рождественский).




Осенью 1904 года в Петербургскую консерваторию поступал тринадцатилетний мальчик, Ha экзамен он принес с собой огромное количество сочинений, среди которых были оперы, симфонии, фортепианные пьесы. Мальчика звали Сережа Прокофьев. Музыку он начал писать с пяти лет и продолжал это делать всю жизнь, несмотря на трудности, которые выпадают на долю композитора, смело открывающего в искусстве новые миры. Музыка Прокофьева это, действительно, новый мир. 

Патриот России С.Прокофьев смотрим


С. С. Прокофьев написал много прекрасных сочинений для детей: фортепианные пьесы для начинающих пианистов, сборник под названием «Детская музыка»



С.Прокофьев "Шествие солнца" слушаем



За светлый и солнечный характер музыки композитора ещё при жизни называли Моцартом XX века. При этом солнечность Прокофьева многообразна:
Его музыка ярка, как солнце
Тепла, как солнце,
И земной шар она охватила, как охватывают его солнечные лучи.
На свой вопрос «Что вы думаете о солнце?» он вполне мог бы ответить:
«Солнце – это Я!»

Однажды он написал для детей специальную статью, которую поместил в журнале «Пионер» в 1939 году. Дело было так. Один мальчик прислал в этот журнал письмо с вопросом, может ли наступить мо­мент в развитии музыки, когда иссякнут все мелодии, все певучие сочетания нот? Сергей Сергеевич решил ответить на это письмо. Он утверждал, что мелодичес­кое творчество практически неисчерпаемо. 
Он призывал ребят: «...выучимся любить настоящую, хорошую му­зыку. А что такое настоящее хорошее? Это не пошлень­кие песенки, которые нравятся сразу, но назавтра надоедают так, что их невозможно слушать, а та музы­ка, корни которой лежат в классических сочинениях и народных песнях».


Накануне Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. вышел фильм «Александр Невский» и, можно сказать, предрёк её исход. В фильме кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна воссоздан образ героического подвига выдающегося полководца и русского народа, стойкости и мужества в борьбе с жестокостью и вандализмом иноземных захватчиков.

 

Картина имела ошеломительный успех. Повествуя о событиях XIII века, битве на Чудском озере в 1242 году, она оказалась, тем не менее, удивительно современной и нашла отклик в сердцах зрителей. Музыку к фильму написал Сергей Прокофьев, а позднее кантату на материалах фильма.

Кантата – многочастное музыкальное произведение для солистов, хора и симфонического оркестра.

Произведение состоит из семи частей, каждая из которых имеет своё название.
В четвёртой части «Вставайте, люди русские!» выражен призыв ко всему великому народу объединить силы, чтобы дать отпор врагам. Набатный колокол возвещает о тревожных событиях на фоне стилизованной дружинной песни. 
В середине части – плавная широкая мелодия, напоминающая былину. «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу!» – звучит как лозунг на все времена. Под знамя защиты Отечества русский народ встаёт ради мирной жизни, свободы и счастья детей и внуков.

Домашнее задание:

Запишите в тетрадь тему урока. Ответьте на вопросы:
1. Что такое кантата?
2. Какие произведения С.Прокофьева ты прослушал? Определи исполнительский состав и характер произведений.

При выполнении задания:
1. Записываем в тетради тему 
2. Ставим номер вопроса, отвечаем
3. При анализе произведения записываем название произведения и имя композитора
 На вопросы отвечаем письменно в тетради. Фотографируем, присылаем по электронной почте. burakova@ekb55.ru

"Чудо музыка". Острый ритм-джаза звуки

 

Добрый день, ребята!
 Сегодня мы будем слушать музыку, и музыка эта необычная. Она — джазовая. 
Джаз — это название определенного вида популярной музыки, это импровизационный жанр, появившийся в результате смешивания западноевропейской и западноафриканской музыки. 


Началась история джаза в далекой Америке. Когда-то, очень, очень давно на больших кораблях привезли в Америку африканских негров – невольников. Оторванные от родины, разлучённые с близкими,  изнемогавшие от непосильного труда, чёрные невольники находили утешение в музыке. Негры удивительно музыкальны. В редкие часы отдыха они пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударяя по пустым ящикам, жестянкам – всему, что находилось под рукой.



Одна из основных характерных черт джаза — это его ритм. Джазовая мелодия сочетает элементы африканской и европейской музыки, но его гармония происходит в основном из Европы. Другая характерная черта джаза — импровизация. Это означает создание чего-то экспромтом, под влиянием минутного настроения. Большую часть джаза играют именно таким образом. 

 Импровизировать – значит играть, одновременно сочиняя, без предварительной подготовки. Тут же исполняя сочинённое.

Вначале это была настоящая африканская музыка. Та, которую невольники привезли с собой из Африки. Но шли годы,  и негритянские музыканты стали забывать музыку своих предков. Они стали исполнять музыку белых, но на свой лад – ритмично и свободно. Появились негритянские оркестры. Но бедные музыканты не знали нот, они играли и пели по слуху. Так же по слуху сочиняли музыку. Так появилась новая оркестровая музыка – джаз.
Духовные песни негров.

Негры Нью-Йорка и Нью-Орлеана никогда до сих пор не  слыхавшие многоголосного пения в протестантской церкви впервые познакомились с хоровыми религиозными гимнами белых.
     Они стали вводить в хоровое пение элементы импровизации. Так появились спиричуэлс  – духовные песни негров.

Послушайте пример Спиричуэлс - «Вернемся с Иисусом», фрагмент.  

Спиричуэлс ссылка


      Одна из  исполнительниц   спиричуэлс 
  Махалия Джексон



Спиричуэлс – это, прежде всего, хоровой вид пения. Он часто сопровождался коллективными хлопками в ладоши и танцами. Другой вид музыки, который также лег в основу джаза - это блюз.




Блюз переводится как «уныние, меланхолия». Во время слушания, обратите внимание на характер музыки, исполнителей в сравнении с спиричуэлсом. 

Слушание Ареты Франклин - «Сегодня я пою блюз».

Блюз ссылка



По характеру музыка блюза более спокойная, протяжная, грустная.
  Если спиричуэлс исполняется хором, то блюз – это, прежде всего, сольный жанр.
 И еще один вид музыки, который оказал влияние на джаз – это регтайм. 





Луи Армстронг
Изумительный исполнитель, композитор, подлинный гений джаза.







Одной из самых популярных песен стала и «Привет, Долли!». Ее часто исполняют различные джазовые оркестры как инструментальную мелодию. Здесь Армстронг и поет, и играет на трубе. В этой песне обратите внимание на импровизацию, которая будет звучать в проигрыше. 



Слушание фрагмента песни «Привет, Долли!».
   


Джазовый оркестр получили название джаз – бенд. Как правило, солирующими инструментами были корнет, труба и саксофон.

За многие годы джаз изменился и развился, но он сохранил свои основные качества. Одним из жанров музыки, внесших вклад в развитие джаза, был блюз. Джазовая музыка на треть имеет форму блюза. Блюзовыми являются более половины популярных произведений рок-н-ролла. Даже часть американской музыки стиля кантри и вестерн написана в блюзовой форме.         



Джаз — это стиль музыки, который постоянно изменяется, но сохраняет свои основные качества.



Домашнее задание:

Запишите в тетрадь тему урока. Ответьте на вопросы:
1. Основные характерные черты джаза.
2. Основные жанры джазовой музыки.
3. Какое из прослушанных произведений тебе больше понравилось? И почему?

Для тех кто любит слушать джаз




 

Добрый день, ребята. Сегодня мы познакомимся с творчеством великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена

Тема урока "Симфония. Мир Л. Бетховена"

Л. Бетховен жил в конце 18-начале 19 века. 
Творческое наследие композитора велико: 
9 симфоний, 32 сонаты, опера "Фиделио", различные пьесы и многое другое.





Биография композитора.

Родился композитор в немецком городе Бонн в 1770 году.
Его отец Иоганн был певцом в придворной капелле, мать Мария-Магдалина была дочерью придворного шеф-повара. Дед Людвиг служил в той же капелле, что и Иоганн, певцом. 
Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой — на скрипке. В 1780 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлоб Нефе. Он стал настоящим учителем Бетховена. Нефе сразу понял, что у мальчика талант.
Многие черты своего характера Людвиг унаследовал от своего деда, Луи Бетховена. Гордость, независимый нрав, настойчивость и работоспособность. До Луи Бетховена в их семье все были простыми ремесленниками и пахарями. Бетховен говорил: «Я хочу доказать, что тот, кто поступает достойно и благородно, тем самым обретает в себе силу переносить несчастья».
Глухота, постигшая композитора, заставляла его постоянно искать путь общения с миром, с окружающими его людьми.
И музыка помогала ему в этом. Музыкальный мир композитора очень широк. 
В нем есть все: радость и скорбь, юмор и печаль, добро и зло, любовь и слезы.
Послушайте знаменитые произведения Людвига ван Бетховена! 
Постарайтесь их запомнить, и узнавать при следующей встрече с музыкой великого немецкого композитора!
Более подробно о биографии можно посмотреть ЗДЕСЬ

Симфония №3, "Героическая".

Познакомьтесь с рассказом композитора Д.Б. Кабалевского. 
Весной 1912 года газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанского парохода «Титаник». В открытом море он наскочил на плавающую ледяную гору – айсберг… В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил людей, находившихся на пароходе…
И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, ехавшего на «Титанике» и дававшего по вечерам концерты для пассажиров. Они вышли со своими инструментами в руках, расселись в таком же порядке, как всегда сидели на концертах, и заиграли…
Заиграли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора.
Смертельно раненный «Титаник» погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей, обречённые вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество, уберегала от паники, от душевных мук, от сумасшествия - от всего, что неизбежно угрожало каждому, кто находился в эти минуты на корабле.
Музыка Бетховена звучала мужественно и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей тело корабля, заглушая страдания гибнущих людей. Она звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии.
Какой могучей силой должна обладать музыка, способная оказать людям поддержку в трагическую минуту жизни, помочь им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство… 
Все музыканты судового оркестра "Титаника" играли до последнего момента и погибли, в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года...

Послушай фрагмент 1 части симфонии (первые 3 минуты).
Симфония в переводе с греческого значит созвучие. Имеет 4 части. 
В единстве звуковых образов в ней раскрываются слушателям разные стороны жизни человека.

Послушай начало второй части "Героической" симфонии (первые 3 минуты).
Послушай фрагмент финала (4 часть) "Героической" симфонии №3 (первые 3 минуты).

Музыкальный мир композитора очень широк. Послушайте ещё несколько произведений Бетховена.


Соната №14, "Лунная" 

слушаем 1 часть с начало до 6 мин.




Пьеса "К Элизе"

 
Домашнее задание:
1. Запишите в тетрадь тему урока и названия знаменитых произведений Бетховена, которые вы теперь знаете.

2. Как вы считаете, почему финал "Героической" симфонии называют "праздником мира", "народным праздником"?
 На вопросы отвечаем письменно в тетради. Фотографируем, присылаем по электронной почте. Пишем фамилию и класс.

burakova@ekb55.ru


Тема урока Симфоническая сюита "Пер Гюнт"



Сегодня с помощью музыки мы с вами совершим путешествие в  удивительную, северную страну  Норвегию.


Представьте себе величавые норвежские скалы, водопады, которые летом с гулом и ревом низвергаются с утесов, а зимой застывают причудливыми статуями. Толстый лед на озерах до того прозрачен, что видно, как под ним мечутся испуганные рыбы.
О красоте этой страны в своей музыке рассказал норвежский композитор Эдвард Григ.

Самой знаменитой музыкой Э.Грига является музыка,  сочиненная  для постановки спектакля, драмы, писателя  Генриха Ибсена под названием «Пер Гюнт».  (Запишите имя композитора и название произведения в тетрадь)
Сюита "Пер Гюнт" 


Великий норвежский композитор Эдвард Григ жил в конце XIX века. В 1875 году крупнейший норвежский драматург Генрик Ибсен предложил Григу написать музыку к театральной постановке пьесы «Пер Гюнт».

Подробнее об истории создания ЗДЕСЬ

В настоящее время 8 наиболее популярных музыкальных композиций составляют 2 сюитыв них вошли отдельные пьесы, в каждой по 4.

В связи с тем, что это музыкальное произведение состоит из ряда пьес, оно получило название - симфоническая сюита «Пер Гюнт».

Запомни!

Сюита (фр. - ряд, последовательность) - это музыкальное произведение, 
которое состоит из самостоятельных, контрастных по характеру пьес, 
связанных друг с другом одной темой.

Послушай пьесы из сюиты. Какие состояния души, переживания выражает музыка?
Подбери слова, которые наиболее точно передают характер музыки и твои чувства.
Перейди по ссылке и послушай пьесу Утро

Ибсен использовал в пьесе целый ряд старинных норвежских легенд и сказок. 
Её герой, деревенский парень Пер Гюнт, озорной и легкомысленный мечтатель и фантазёр, попадает к злым троллям, которые внушают ему своё жизненное правило: «будь всегда доволен самим собой». 
За дурные поступки односельчане прогоняют Пера из деревни, и он отправляется путешествовать. 
В деревне остаётся девушка Сольвейг, которая любит Пера и будет ждать его всю жизнь.
Перед отъездом он прощается с матерью, старой Озе, которая умирает у него на руках.

Сорок лет странствует Пер по разным странам. 
Был он и в Америке, и в Китае, и в Африке.


Несколько раз наживал он нечестным путём огромное богатство, но к концу жизни всё растерял. 
Бедным, несчастным стариком возвращается он на родину. 
Приготовившись бесславно умереть, он встречает Сольвейг, которая всё ему прощает. 
Всё лучшее, что когда-то было в душе Пера, Сольвейг сохранила в своём сердце.




Домашнее задание:
1. Записать в тетрадь определение "Сюита" и выучить наизусть.
2. Знать автора сюиты "Пер Гюнт".
3. Уметь определять на слух пьесы из сюиты "Пер Гюнт".
4. Тест-тренажёр по теме сюита "Пер Гюнт" здесь.


 На вопросы отвечаем письменно в тетради. Фотографируем, присылаем по электронной почте. 
burakova@ekb55.ru



Тема урока "Музыкальные инструменты. Скрипка. Флейта."

 

Сегодня мы познакомимся с музыкальными инструментами флейта и скрипка.

Флейта - деревянный духовой инструмент.
Его название происходит от латинского слова "флатус" - дуновение.
О происхождении флейты сложены легенды. Вот одна из них.

Древнегреческий Бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников Пан полюбил прекрасную нимфу Сиринкс.
Она боялась некрасивого, колченогого Пана. 
Однажды, убегая от него, нимфа попросила бога реки спасти ее, и тот превратил Сиринкс в тростник. 
Пан сделал из тростника свирель, которую стали называть флейтой Пана.

 http://pm1.narvii.com/6239/3999f8ca1a961314fb1b914f7db21a320e94e524_00.jpgЭто флейта Пана


Послушай и определи, как звучит голос флейты в "Шутке" немецкого композитора 18 века И.С. Баха








Скрипка - струнный смычковый инструмент.


История происхождения: 
Скрипка имеет народное происхождение. Прародителями скрипки были арабский ребаб, испанская фидель, германская рота, слияние которых и образовало итальянскую виолу.


Посмотри фильм из серии "Академия занимательных наук": Первые музыкальные инструменты. Звучание скрипки.


Скрипку можно услышать везде: и в концертном зале, и на народном празднике.
Послушайте норвежскую народную песню "Волшебный смычок"



Формы скрипки установились к XVI веку в Италии. Италия славилась производством скрипок, среди которых скрипки Страдивари и Гварнери в настоящее время ценятся чрезвычайно высоко.



Известные скрипичные мастера: 
Николо Амати (1596 - 1684), 
Антонио Страдивари (1644-1737), 
Джузеппе Антонио Гварнери (1698 - 1744).




 


Знаменитые скрипачи:
Антонио Вивальди (Италия), 
Никколо Паганини (Италия), 
Иван Евстафьевич Хандошкин (Россия) 
Давид Фёдорович Ойстрах (СССР)
Леонид Борисович Коган (СССР) и др. 


Послушай, как звучит "Каприс" Н. Паганини в к/ф "Паганини: Скрипач дьявола" (2013)
в исполнении немецкого скрипача Дэвида Гарретта.



Домашнее задание:
1. Запишите в тетрадь имена известных скрипичных мастеров и известных скрипачей мира.
2. Найдите стихи, рассказы, песни о скрипке и скрипачах.


 На вопросы отвечаем письменно в тетради. Фотографируем, присылаем по электронной почте. Пишем фамилию и класс.

burakova@ekb55.ru

 





Комментариев нет:

Отправить комментарий