6 класс 1 четверть

Дорогие шестиклассники!

Главная тема программы 6 класса
 «В чём сила музыки»



Урок 4. Искусство - память человечества


Чем больше узнаёшь музыку, тем больше удивляешься - сколько в ней повторяющихся тем, сюжетов, образов. Как в жизни отдельного человека, так и в жизни всего человечества не бывает ничего лишнего, устаревшего, изжившего себя.

По-прежнему, как и в старые времена, поёт в произведениях композиторов волшебная лира Орфея, происходят сказочные чудеса, вновь и вновь возрождаются древние молитвы.

 Над ними время не властно: здесь нет забвения, здесь царствует вечность. И примечательно, что на заре цивилизации, в античной Греции, фантазия людей поставила у истоков всех искусств Мнемозину – богиню памяти.

Существует даже такое предание: вблизи пещеры Трофония (предсказателя человеческих судеб) находились два источника, имеющие названия Лета и Мнемозина. Испивший из первого источника забывал свою жизнь и её тяготы, испивший из второго запоминал всё, что видел и слышал.

 Лета и Мнемозина – также имена греческих богинь: богиня забвения Лета, уносит воспоминания о земном и преходящем; богиня памяти Мнемозина даёт человеку великую созидательную силу – увековечить каждое мгновение жизни.

 Именно Мнемозина стала матерью всех девяти муз, покровительствующих искусствам, передав им в наследство самую поразительную способность, отличающую искусства и поныне. Это способность наделять бессмертием всё, к чему они прикасаются.

 Контуры зверей, начертанные в первобытных пещерах, и лучезарные города – памятники Греции и Италии, полотна живописцев, дающие панораму лиц, костюмов и обычаев, и пламенные стихи, запечатлевшие живой жар сердца какого-нибудь неведомого нам средневекового рыцаря, – всё это неисчислимые чудеса, подаренные нам искусством.

 Ушли в небытие столетия, люди и их дела, угасли страсти, но неповторимое ощущение времени, в котором нам не довелось жить, но которое мы помним самой главной памятью, данной человеку, – памятью души.

 Послушайте пьесу «Старый замок» М. Мусоргского из известного вам цикла «Картинки с выставки».



М.П. Мусоргский "Старый замок"

 Образ средневековой старины дан как воспоминание об ушедшем мире, над которым уже не властно время. Состояние вневременности, вечности передано в музыке с особой статичностью всех её выразительных средств: однообразием ритма, органным пунктом – выдержанной нотой в басу, сохраняющейся на протяжении всей пьесы, несколько отстранённой, уже словно бы внеземной мелодией, звучащей как печальная песня трубадура.

 Однако эта музыка, явившаяся к нам подобно призраку, как будто из другого мира, вызывает у слушателя живое сожаление об ушедших временах с их рыцарями и прекрасными дамами, величественными замками и чудесными песнями. И именно в сегодняшнем, тёплом эмоциональном переживании заключено главное доказательство того, что искусство несёт в себе не механическую память, а именно душу времени. Прикосновение к этой душе, как к великой загадке, вновь и вновь вдохновляет поэтов и музыкантов, и они обращаются к вечным темам и образам, «примеряя» их к современности.

 Вот почему и сейчас музыканты по всей России собирают исчезающие крупицы народной музыки, запечатлевшие в себе память ушедших веков, создают музыкальные коллективы, возрождающие исполнение забытых духовных песнопений, когда-то составлявших неотъемлемую часть жизни русского человека. Композиторы все чаще обращаются к древним пластам культуры, вводя в свои композиции мелодии, звучавшие много веков назад.

 Так столетия ведут свой неторопливый разговор. Это разговор равных: ведь в искусстве, в отличие от других видов деятельности, нет примитивных эпох. Каждая дала свои образцы непревзойдённой силы и величия: и блистательная АНТИЧНОСТЬ, и озарённое духовностью СРЕДНЕВЕКОВЬЕ, и любознательное ВОЗРОЖДЕНИЕ, и гармоничный КЛАССИЦИЗМ, и мечтательный РОМАНТИЗМ. Есть своё величие и у МУЗЫКИ ХХI ВЕКА, ещё пока не имеющей собственного названия, кроме - СОВРЕМЕННОСТЬ.

 





Э. Гау. Павильонный зал. Государвственный Эрмитаж. 
Акварель (КЛАССИЦИЗМ)

Человечеству, как и отдельному человеку, нужна вся музыка - и та, что звучит сегодня, и та, что создавалась в предшествующие века.

 Чем больше «миров» открыл для себя человек в искусстве, тем более яркими гранями раскрывается перед ним жизнь. Ведь в сотни раз богаче и драгоценнее каждый её миг, если он озарён светом любви и восхищения всех воспевших его в своих стихах и своих песнях.

 

Вопросы и задания:

 

Каким предстаёт старый замок в пьесе М. Мусоргского? Какие средства музыкальной выразительности участвуют в создании музыкального образа?

Можно ли сказать, что прошедшие столетия живут в памяти людей?

Назовите главнейшие культурные эпохи.

Урок 3. 
Искусство и фантазия


"Стихия музыки - могучая стихия,
Она чем непонятней, тем сильней.
Глаза мои, бездонные, сухие,
Слезами наполняются при ней.
Она и не видна, и невесома,
И мы её в крови своей несём.
Мелодии всемирная истома,
Как соль в воде, растворена во всём…»

Евгений Винокуров.


Добрый день, ребята!

Мы продолжаем знакомиться с жанровым и стилевым многообразием музыкального творчества отечественных и зарубежных композиторов. Сегодня нам предстоит разобраться в понятиях «искусство и фантазия», «реальность и творческое воображение, в том как они сочетаются, переплетаются, как влияют на музыкальный мир произведений композитора.

Просмотрите видео урок.



Рафаэль. Парнас. Аполлон и музы. Группы муз.

Слушая музыкальное произведение, мы обязательно проникаемся теми чувствами. Тем духовным миром, музыкальными звуками, интонацией, выразительными средствами, которые испытывает композитор. Причем каждый слушатель, безусловно, по- своему, индивидуально представит, вообразит, нафантазирует тот внутренний, глубокий смысл и мир музыки,ее автора, который воспримет через созданный внешний музыкальный образ.

М.Глинка Вальс фантазия

Урок 2.
Наш вечный спутник

«Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живёт», – сказал немецкий поэт Л. Тик. Музыка образует целый мир человеческой жизни, который рождается вместе с человеком, растёт, становится богаче, содержательнее, оказывает влияние на его характер, поступки и облик.  Каждый помнит песни своего детства – песни бабушки и мамы, песни которыми встречает и провожает нас школа; каждый помнит, как «звучат» праздники: ведь своя музыка есть у дней рождения, у проводов зимы или встреч Нового года. Она бывает весёлой, шуточной, а бывает волшебной, таинственной, как бы приоткрывающей завесу над чудесами жизни, в которые так хочется верить. Музыка никуда не уходит от человека, она всегда с ним – и та, совсем далёкая, детская, и та, что пришла вместе с юностью, помогала взрослеть, любить и думать.

Послушайте музыку. И. Брамс. Симфония № 3. III часть. Фрагмент (слушание).

 
Вопросы и задания: 

 Послушай произведение Брамса Симфония №3. 
Что вам хотелось бы делать под эту музыку
Что таится в этой музыке за внешней простотой и ясностью?


Урок 1.

Музыка души 


Видео урок Музыка души


Тысячи лет существует музыка на Земле, и тысячи лет люди снова и снова пытаются ответить на этот вопрос.
Почему музыка волнует и трогает?
Почему к ней, как к солнечному свету, тянутся не только люди, но и животные, и даже растения?
И почему именно с музыкой связывает человек свои представления о прекрасном?
Желая выразить высшую прелесть мира, говорят: «музыка природы», «музыка души» ...
Послушайте стихотворение Евгения Винокурова. Как вы понимаете слова «музыка души»?

Есть внутренняя музыка души…
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум. Не заглуши
Её с годами буднями и бытом!
Она таится в глубине, светя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Её имеют многие. Дитя
Лишь обладает ею в совершенстве.


В этом стихотворении Е. Винокурова «музыка души» предстаёт как особый внутренний свет, чистый и незамутнённый, как драгоценный талант, который надлежит беречь от разрушающей монотонной повседневности. Музыка зарождается в душе и проникает в душу другого человека.


Произведение Доги из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» называют самым известным в мире кино-вальсом, «самым красивым вальсом о любви в мире». В рейтинге музыкальных шедевров 20-го века ЮНЕСКО он удостоен четвертой строчки.

Глубокие чувства детства раскрыты в песне Максима Дунаевского «Цветные сны»из т/ф «Мери Поппинс, до свидания!», которую предлагаю вам послушать и разучить.

Если мы попытаемся ответить на вопросы: в чём состоит воздействие музыки на душу человека? Почему она то радует или печалит, то возвышает, а почему подчас оставляет равнодушным?
Ответив на эти вопросы, мы лучше узнаем не только музыку, но и самих себя: ведь музыка не живёт вне человека, она всегда несёт в себе частицу его души. И какова музыка, волнующая нас, таковы и мы сами: сколь бы различны ни были наши характеры, привычки, внешний облик, в главном мы можем оказаться не такими уж непохожими.
Все мы умеем любить, радоваться и восхищаться. Как раз об этом – о нашей похожести друг на друга – и напоминает музыка. И та, что живёт в душе каждого из нас, и та, которая, пробуждая уснувшие чувства, возвращает человека к самому себе.


Домашнее задание:

Назовите примеры музыки разного характера и расскажите, чем они вам близки.
Выучите песню М. Дунаевского «Цветные сны» (можете исполнять под фонограмму)
Послушайте и посмотрите «Вальс» Е. Доги в исполнении певицы Зары, фигуристов Т. Навки и А. Жулина (на сайте учителя). Какие чувства вызывает в вас эта музыка?
Прочтите повесть А. Чехова «Драма на охоте»

Найдите и выпишите в тетрадь одно из высказываний о воздействии музыки на человека, указав автора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий