Дистанционное обучение 8 класс 4 четверть

Итоговый урок

Добрый день ребята. На итоговом уроке вы можете пройти тест и проверить свои знания по музыке.

 «Любовь никогда не перестанет»



Любовь в её высшем понимании, любовь христианская, чистая, жертвенная, снова приходит в музыку. Ведь именно любовь есть та вершина, тот свет, который вечно освещает храм человеческой души. Любовью движется всё, что есть лучшего в человеческом мире: отношения между людьми, красота природы, великая поэзия и великая музыка.

О такой любви — святой, вечной, созидающей — говорится в первом послании апостола Павла, и ныне поражающем своей бессмертной истиной:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь: но любовь из них больше».




Тихвинская Богоматерь. Икона

«Любовь никогда не перестанет»: не в этих ли великих словах есть для нас источник неугасающей, неистребимой веры? И музыка, воспевающая такую любовь, снова и снова одухотворяется ею, любовью вечно живой, святой, стирающей всякие границы, властвующей над всеми временами — и давно прошедшими, и нынешними, и теми, что придут после нас.


Г. Свиридов. «Любовь святая». Из цикла «Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович». Фрагмент


Новодевичий монастырь в Москве 


И может быть, самая радостная, самая отрадная черта современности в том и состоит, что в нелёгкое и противоречивое время  в музыке снова зазвучал чистый голос святой любви, этот отблеск божественного света, который обнимает всех нас и который пребудет вечно, ибо так заповедано нам свыше.
Вопросы и задания

1. Как ты понимаешь слова «Любовь никогда не перестанет»? Как вера в эти слова подтверждается в хоре Г. Свиридова «Любовь святая»?
2. Подумай, почему для выражения идеи «любви святой» композитор обращается к хоровому жанру.
3. Прослушай и сделай анализ произведения Г. Свиридова "Любовь святая".


Диалог времён в музыке А. Шнитке


“Музыка – это подслушанные крики времени” – такие слова Альфред Шнитке поместил в качестве эпиграфа к своему дипломному сочинению, оратории “Нагасаки”.




Альфред Гарриевич Шнитке - один из крупнейших российских композиторов ХХ века. Его творчеству присуще острое внимание к проблемам современности, к судьбам человечества и человеческой культуры. Шнитке - прирожденный создатель, крупных музыкальных полотен, концепций в музыке. Дилеммы мира и культуры, добра и зла, веры и скепсиса, жизни и смерти, наполняющие его творчество, делают произведения композитора эмоционально выраженной философией.

Танго о Шнитке

Основные жанры творчества Шнитке - симфонические и камерные. Композитором созданы 5 симфоний, концерты для скрипки с оркестром, для гобоя и арфы, для фортепиано, альта, виолончели, оркестровые пьесы, 3 concerti grossi и многие другие. По мере эволюции стиля композитора все большее значение в его творчестве приобретают вокальные и хоровые сочинения.

 Альфре́д Шни́тке говорил:  «Всё развитие музыки представляет собой непрерывное расширение музыкального пространства — появляются всё новые и новые плоскости мышления».
 Шнитке принадлежит введение понятия полистилистика, означающего одновременное пребывание в музыке множества стилей, в том числе и тех, что принадлежат далёким эпохам.






Кончерто гроссо -(итал. Concerto grosso- большой концерт) - тип инструментального концерта, распространённого в эпоху барокко.


Обрати внимание на жанр произведения, названия частей (прелюдия, токката), интонационный строй музыки, инструментальный состав.

Музыкальные интонации каких композиторов слышатся в этом произведении?



При прослушивании Прелюдии обрати внимание на тембр подготовленного (препарированного) фортепиано в начале произведения. Что, по-твоему, выражает его звучание?


Вопросы и задания:

1. Прослушай произведение Шнитке Concerto grosso №1. Сделай анализ произведения.
2. Что означает понятие ПОЛИСТИЛИСТИКА?
План по анализу музыкальных произведений
1. Исполнительский состав произведения
2. Какой склад музыки преобладает в данном произведении (гомофонно-гармонический, полифонический)
3. Этническая принадлежность произведения
4. Характер музыкального произведения. Музыкальный образ.
5. Имя композитора и название произведения.
При выполнении задания:
1. Записываем в тетради тему 
2. Ставим номер вопроса, отвечаем
3. При анализе произведения записываем название произведения и имя композитора

На вопросы отвечаем письменно в тетради. Фотографируем, присылаем по электронной почте. Пишем фамилию и класс.
burakova@ekb55.ru


Лирические страницы советской музыки



Добрый день!
Один из самых значительных современных отечественных композиторов, Андрей Эшпай утверждал: «Мне кажется, что увлечение «новомодным» прошло… Музыка пишется для людей. И если автор не любит людей. Людям не понравится его музыка…»



Андрей Эшпай

В своих произведениях, таких многообразных по жанру и тематике, Эшпай обращается к лучшим музыкальным традициям. Во многих его произведениях присутствуют темы, характерные для музыки всех времён, — война и мир, жизнь и смерть, суровый драматизм и тонкая лирика.

Послушайте фрагмент второй части из Симфонии № 2 этого композитора. В её музыке выражены такие непреходящие человеческие мысли и чувства, как память, любовь, высокая грусть. Лирическое состояние фрагмента во многом усиливается за счёт введения в инструментальный состав партии гитары. Именно этот музыкальный инструмент исполняет главную тему, которая впоследствии передаётся инструментам других групп оркестра.

Многие художественные особенности современных произведений свидетельствуют о постоянном воздействии традиции на современное композиторское творчество. Это воздействие — и в образном «одухотворении» композиции, какая бы сложная техника в ней ни воплощалась, и в обращении к вечным сюжетам, почерпнутым из великих произведений литературы.

          Наверное, глубоко оптимистичным должен казаться нам тот факт, что в современной музыке по-прежнему блистает поэзия А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого; что поэтический XX век представлен лучшими его именами, среди которых С. А. Есенин, А. А. Блок, М. И. Цветаева, А. А. Ахматова...

 

А. Осмёркин. 
Портрет А.А.Ахматовой. Белая ночь, Ленинград.

 

С. Слонимский. «Я недаром печальной слыву...». Из вокального цикла «Шесть стихотворений Анны Ахматовой»

 С.Слонимский. "Я недаром печальной слыву"

 

В этом романсе петербургский композитор С. Слони́мский обращается к прекрасным и грозным образам ахматовской поэзии, среди которых — Петербург, тревожные предчувствия грядущих потрясений, окутавшие великий город (стихотворение написано в последнюю зиму перед войной 1914 года), горькая земная любовь, слитые воедино...

Как ты можешь смотреть на Неву,
Как ты смеешь всходить на мосты?..
Я недаром печальной слыву
С той поры, как привиделся ты.
Чёрных ангелов крылья остры,
Скоро будет последний суд,
И малиновые костры,
Словно розы, в снегу цветут.

          Глубокий смысл стихотворения, воплощённого в романсе С. Слонимского, особенно ярко раскрывается при его соприкосновении с музыкой. Не случайно поэзию Ахматовой называют одной из самых музыкальных, созвучных интонационному строю нашей современности. В кратком романсе мимолётно сменяются состояния задумчивой грусти и глубокой женской нежности, грозного поэтического ясновидения, образ лирической женской души XX века, лирической музыки XX века.

Вопросы и задания:


1. Какие мысли и чувства выражены в музыке II части Симфонии № 2 А. Эшпая?

2. О чём рассказывает романс С. Слонимского «Я недаром печальной слыву...»? Как ты понимаешь его содержание?

3. Сравни два прослушанных произведения — фрагмент из симфонии А. Эшпая и романс С. Слонимского. Оба произведения относятся к области музыкальной лирики, оба написаны композиторами-современниками. Похожи ли выраженные в них типы лирического чувства? Аргументируй свой ответ.
  

Новые области в музыке ХХ века

Джазовая музыка


Джаз — это музыка, возникшая на американском континенте, соединившая европейскую гармонию, европейсько-африканськую мелодиию и африканский ритм.

Впервые джаз появился в США в начале XX века. Его отцами-основателями были представители, как сейчас принято говорить, афроамериканского населения. В этой же среде он и получил свое первоначальное распространение. По сути, джаз является слиянием двух музыкальных культур: европейской и африканской. Родившись в Штатах, данное музыкальное направление очень быстро распространилось по всему миру.

Основными характеристиками джаза являются:
  • полиритмия;
  • импровизация;
  • свинг.  
 Ритмическая пульсация, которую часто называют «битом» и свинг унаследованы джазом от африканских мелодий. Свинг – это наиболее выразительное средство джаза. По сути, это волнообразные колебания, которые создают впечатление раскачки. Обязательной составляющей джаза являются и другие традиционные особенности африканской музыки:использование всех музыкальных инструментов для создания ритмичности;подражание с помощью музыкальных инструментов человеческому пению;наличие живой речи и настоящего пения.

Импровизация в джазе
 
Считается, что джаз основан на импровизации, наложенной на какую-либо выбранную композицию. В большинстве случаев это действительно так. При этом импровизационную партию может исполнять один инструмент, а может и несколько. Но в обязательном порядке эти партии не должны заглушать солирующий инструмент или голос. Изначально, как правило, в новоорлеанском джазе импровизационные партии исполняли три инструмента: труба, кларнет и тромбон. Фоном им служили бас и ударные. Позднее в джазе чаще стали использоваться битовая пульсация контрабаса и ударных инструментов совместно с виртуозной вокальной импровизацией. При этом вокал осуществлялся специфическим джазовым способом – скэтом. В этом случае солист подражает голосом какому-либо музыкальному инструменту, без присутствия в звуках смысловой нагрузки.

«Горячие» мелодии и ритмы мастерски воплотились в «Рапсодии в стиле блюз» американского композитора Дж. Гершвина.


 Это произведение, первоначально задуманное как «Американская рапсодия», было написано композитором буквально на одном дыхании. Музыка рапсодии, представляющая взаимодействие европейской традиции. Афроамериканской джазовой культуры и популярных мелодий и ритмов, близка и понятна как широкой публике. Так и самым взыскательным представителям академического искусства. 

 Дж. Гершвин Рапсодия в стиле блюз

Зайдите по ссылке. Узнаете: О джазе, Джаз в кино, Спектакли и мюзиклы, Джазовые исполнители.

Вопросы и задания:
  1.  Какие характерные особенности можно считать своеобразной «визитной карточкой» джазовой музыки 
  2. Прослушай произведение "Рапсодия в стиле блюз" Сделай анализ произведения в тетради.
  3.   Подготовь краткое сообщение на одну из предложенных тем:

«История джаза»
«Выдающиеся джазовые исполнители»
«Джаз в 21 веке»
При подготовке задания используй возможности сети Интернет.

 На вопросы отвечаем письменно в тетради. Фотографируем, присылаем по электронной почте. Пишем фамилию и класс.
burakova@ekb55.ru

 

1 комментарий:

  1. Хотя информация и обращена к школьникам, прочитал статью с интересом. Вот так между делом и расширяешь кругозор)

    ОтветитьУдалить