Дистанционное обучение 5 класс 4 четверть

Итоговый урок


Добрый день, ребята. На заключительном уроке вы можете пройти тест и проверить свои знания по музыке. 

Итоговый тест


Хорошая живопись - это музыка, это мелодия 


Добрый день, ребята.

На уроке мы узнаем о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства.

Композиторы используют средства музыкальной выразительности при создании музыкальных образов так же, как художники выбирают разные техники и приёмы при написании картин. Потому в этих видах искусства можно встретить идентичные термины: линия, ритм, композиция. Темы произведений искусства подсказывает сама жизнь и окружающие авторов события.




 «Скрипка» Художник Кузьма Петров-Водкин

Для того чтобы понимать произведения искусства, необходимо знать те средства выразительности, которыми пользуются композиторы, писатели, художники. Для показа образной составляющей произведения музыканты используют средства музыкальной выразительности. Их очень много: мелодия и гармония, ритм и темп, форма и регистры, а также штрихи и нюансы.
В сцене кораблекрушения в балете «Корсар» стремительное звучание скрипок рисует картину разбушевавшегося моря с сильным ветром, а звучание ударных инструментов имитируют раскаты грома.
В памяти невольно всплывают картины художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского, не раз запечатлевшего бушующее море и тонущие корабли.
В оркестровом вступлении к опере «Садко», которое сам композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков назвал «Океан-море синее», мы видим совсем другой морской пейзаж. Море спокойное, но непредсказуемое, в постоянном движении.
Регистр – это часть звукового диапазона музыкального инструмента или человеческого голоса.
Регистр бывает высокий, средний и низкий.
Диапазон объём звучания голоса или инструмента между самой низкой и самой высокой нотой.
Композиция – это строение, расположение и соотношение составных частей произведений искусства.
Данный термин относится и к литературе, и к живописи, и к музыке.
Композиция определяет то, как части произведения сочетаются между собой в едином целом.

В 1840 году Михаил Иванович Глинка пишет на стихи Нестора Кукольника романс «Жаворонок». В нём с помощью трогательной певучей мелодии и звукоподражания трепету крыльев жаворонка в аккомпанементе, он создаёт удивительно тонкий поэтический образ. Задушевность и светлая грусть мелодии соединяется с музыкальным пейзажем в единый образ.

Во вступлении к опере «Хованщина», которое называется «Рассвет на «Москве-реке» Модест Петрович Мусоргский «рисует» музыкальными средствами начало нового дня.

К этой музыке можно применить художественный термин – пейзаж.
Пейзаж – это жанр и произведение изобразительного искусства, изображающие виды природы.
Мы представляем, как солнце поднимается над горизонтом на рассвете, благодаря восходящей мелодии альтов. Затем по очереди вступают деревянные духовые инструменты: имитируя крик петуха, а затем и русскую протяжную песню, которую могли петь женщины, уходящие на работу в поле.
Нередко композиторов вдохновляет не только природа, но и её живописные образы.

Религиозная тема – одна из излюбленных в живописи. Не счесть образов Девы Марии, созданных художниками разных эпох и национальностей.
Молитва, обращённая к Богоматери, часто вдохновляла композиторов.



Как художники по-разному изображали Мать Иисуса Христа, так и композиторы использовали один и тот же текст молитвы по-разному.


 «Сикстинская Мадонна» Рафаэля


Шарль Франсуа Гуно – французский композитор 19 века написал мелодию к одной из прелюдий Баха, именно поэтому эта версия «Аве Марии» имеет двойное авторство. Поэтому эта версия «Аве Марии» имеет двойное авторство.
Одно из самых известных произведений, посвящённых Богоматери - «Аве Мария» австрийского композитора Франца Шуберта.

Мы видим, как тесно переплетаются произведения изобразительного и музыкального искусства. Пейзаж и портрет можно встретить в музыке, а симфонию в живописи. В обоих видах искусства используются идентичные средства выразительности: композиция ритм, форма.

Музыка и изобразительное искусство неразрывно связаны друг с другом и призваны отражать отношение авторов: музыкантов и художников к окружающей их действительности в виде пейзажей, и портретов, музыкальных и живописных набросков, этюдов и красочных симфоний.

Используя разные методы, они преследуют одну цель – донести красоту и смысл до слушателей и зрителей.








Проведите аналогии между музыкальными и художественными средствами выразительности: 

Живопись








Музыка











цветовая гамма

линия

цвет

звуковая палитра

мелодия

тембр













Вопросы и задания:
1. Посмотрите видео урок "Что роднит музыку и изобразительное искусство"
2. Запишите значение музыкальных терминов  Регистр, Диапазон, Композиция в тетрадь.
3. Прослушайте произведения Мусоргский "Рассвет на Москве-реке" и Шуберт "Аве Мария". Определите исполнительский состав и характер музыки.
4. Заполните таблицу

На тему "Живопись это музыка, это мелодия отводится два урока. 
При выполнении задания:
1. Записываем в тетради тему 
2. Ставим номер вопроса, отвечаем
3. При анализе произведения записываем название произведения и имя композитора

На вопросы отвечаем письменно в тетради. Фотографируем, присылаем по электронной почте. Пишем фамилию и класс.

Тема Богатырей в музыке

Ещё одним образцом «богатырской тематики» в искусстве по праву является кантата Сергея Прокофьева «Александр Невский», обращающаяся к великому историческому событию – освобождению Русской Земли от монголо-татарского ига.


Сергей Прокофьев


В начале 1938 года крупнейший советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковой фильм об Александре Невском. В качестве автора музыки он решил привлечь Прокофьева. Из материалов к фильму впоследствии получилась кантата.

Фильм вышел накануне Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.  и, можно сказать, предрёк её исход.
 В фильме воссоздан образ героического подвига выдающегося полководца и русского народа, стойкости и мужества в борьбе с жестокостью и вандализмом иноземных захватчиков.

 


Картина имела ошеломительный успех. Повествуя о событиях XIII века, битве на Чудском озере в 1242 году, она оказалась, тем не менее, удивительно современной и нашла отклик в сердцах зрителей. 
Музыку к фильму написал Сергей Прокофьев, а позднее кантату на материалах фильма.
«Зримость» образов - характернейшая черта музыки Прокофьева. Удивительны его наблюдательность, умение схватить и передать в музыке голоса людей, их жесты, движения. Интересен в связи с этим самый процесс создания музыки к «Александру Невскому» - под непосредственным впечатлением от кадров фильма.
Об этом хорошо рассказал постановщик фильма «Александр Невский» С. Эйзенштейн:

«Зал тёмен. Но не настолько, чтобы в отсветах экрана не уловить его рук на ручках кресла: этих громадных, сильных прокофьевских рук, стальными пальцами охватывающих клавиши, когда со всем стихийным бешенством темперамента он обрушивает их на клавиатуру...
По экрану бежит картина.
А по ручке кресла, нервно вздрагивая, словно приёмник телеграфа Морзе, движутся беспощадно чёткие пальцы Прокофьева. Прокофьев отбивает такт? Нет. Он отбивает гораздо большее. Он в отстуке пальцев улавливает закон строения, по которому на экране в монтаже скрещены между собою длительности и темпы отдельных кусков, и то и другое, вместе взятое, сплетено с поступками и интонацией действующих лиц.
...Назавтра он пришлёт мне музыку, которая таким же звуковым контрапунктом будет пронизывать мою монтажную структуру, закон строения которой он уносит в той ритмической фигуре , которую отстукивали его пальцы.
Мне кажется, что, кроме этого, он ещё не то шепчет, не то мурлычет про себя.  Но лицо такое концентрированное. Таким оно может быть только,  когда человек вслушивается в строй вовне проносящихся звуков или в звукоряд, проходящий внутри его самого. Не дай бог заговорить с ним в это время!»

В кантате семь частей:
I. Русь под игом монгольским;
II. Песня об Александре Невском;

III. Крестоносцы во Пскове;

IV. Вставайте, люди русские;

V. Ледовое побоище;

VI. Мёртвое поле;

VII. Въезд Александра во Псков.


Музыка кантаты поражает яркостью образов. Слушая её, будто видишь перед собой кадры фильма - бескрайние равнины Руси, разорённый тевтонцами Псков, наблюдаешь битву на Чудском озере, устрашающее наступление крестоносцев, стремительные атаки русских, гибель рыцарей в холодных волнах озера.



Кантата – многочастное музыкальное произведение для солистов, хора и симфонического оркестра.



В четвёртой части «Вставайте, люди русские!» выражен призыв ко всему великому народу объединить силы, чтобы дать отпор врагам. Набатный колокол возвещает о тревожных событиях на фоне стилизованной дружинной песни. 
В середине части – плавная широкая мелодия, напоминающая былину. 
Сила этого музыкального произведения состоит в уникальном сочетании проникновенной лирики, воспевающей красоту Русской Земли, мощи и удали в изображении русских воинов и жёсткости в образах захватчиков. Смысловой центр кантаты – картина «Ледового побоища», в которой страшная бесчеловечная сила разрывает тишину утра на Чудском озере. Победно-патриотический финал отличается яркой, праздничной оркестровкой, перезвоном колоколов, звучанием русских тем, появлявшихся ранее. Величественное звучание хора «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу» завершает кантату.
«На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу!» – звучит как лозунг на все времена. Под знамя защиты Отечества русский народ встаёт ради мирной жизни, свободы и счастья детей и внуков.


Вопросы и задания:


1. Что такое кантата?
2. Сколько частей в кантате Прокофьева "Александр Невский" Запиши названия частей в тетрадь
3. Послушай фрагмент "Вставайте, люди русские!". Определи исполнительский состав и характер музыки
4. Повторите песню "Я хочу чтобы не было войны"

Я хочу чтобы не было войны
Я хочу чтобы не было больше войны минус

При выполнении задания:
1. Записываем в тетради тему 
2. Ставим номер вопроса, отвечаем
3. При анализе произведения записываем название произведения и имя композитора

На вопросы отвечаем письменно в тетради. Фотографируем, присылаем по электронной почте. Пишем фамилию и класс.
urakova@ekb55.ru



b




Тема Богатырей в музыке

Урок покажет, как разные искусства (музыка и изобразительное искусство) по-своему и независимо друг от друга воплотили одно и то же жизненное содержание и обогатили наше представление о русских богатырях.

Добрый день, ребята!
Наш урок мне хочется начать словами из былины:

Уж как были на Руси гусляры - певцы,
Да любили петь про Русь - матушку,
Про дела героические, военные,
Про силу богатырскую,
Да про удаль молодецкую.
Широка ты Русь по лицу земли!
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову.

“Богатырская тема” с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, кино, театре. Это оттого, что с древних времен и до нашего времени, со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины. (“Иван Сусанин” Глинки, “Князь Игорь” Бородина, “Война и мир”, “Александр Невский” Прокофьева.


Александр Порфирьевич Бородин

«Можно, не побывав в России, получить представление о стране и народе, слушая эту музыку», — сказал о Второй симфонии Александра Порфирьевича Бородина («Богатырской симфонии») немецкий дирижер Ф. Вейнгартнер. 
В ней с необычайным размахом создан образ русской древности, русского национального характера.
В «Богатырской симфонии» 4 части:

1-Сбор Богатырей
2-Игры Богатырей
3-Песнь Баяна
4-Пир Богатырей

Симфония выражает идеи патриотизма, национальной гордости за наше славное историческое прошлое.

Она начинается темой, полной могучей суровой силы, одновременно грозной и величавой. Возникает образ богатырской удали и бесстрашия.
Вторая тема вносит в произведение ощущение раздолья русской земли, которую необходимо сохранить и защитить от врагов.

Слушая музыку, внимательно наблюдайте за ее развитием, характером, сменой частей. Музыка поможет вам представить, увидеть, вообразить героев этой симфонии.
Бородин. Симфония №2 ссылка

Живописной иллюстрацией к музыке Бородина можно считать картину Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
В ней художник демонстрирует свое глубокое понимание Древней Руси, характеров древних русичей.

Герои, согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, они наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера.

Когда Васнецов завершил свою работу над картиной «Три богатыря», он говорил, что ему хотелось написать так, чтобы картина «звучала как музыка, пелась как былина, волновала, как родная песня». И получилось именно так.

Изображая на картине героев русских былин– Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича художник воплотил идею величия и могущества русского народа. Величавое спокойствие и уверенность в своих силах ощущается в позах и фигурах. Необъятные дали раскинулись за спиной богатырей.

Что же общего между музыкой 1 ч. симфонии Бородина и картиной Васнецова? Что роднит 2 этих произведения?

В обоих произведениях воплощены черты характера, которые всегда присущи русскому народу. Вот почему эти произведения не теряют силы своего воздействия и в наши дни. И в картине и в музыке – главные герои это люди, могучие, сильные, характер которых раскрывается в критических ситуациях. 





М.П. Мусоргский



 Былинная богатырская тема присутствует и в цикле Мусоргского "Картинки с выставки" - в пьесе "Богатырские ворота". Её музыка отличается праздничной торжественностью, передающей мощный облик киевских "Богатырских ворот" и одновременно - сивы, величия, таланта и душевной красоты русского народа.
Послушайте произведение. Определите исполнительский состав и характер музыки. 

Мусоргский Богатырские ворота ссылка



Финальную пьесу сюиты Мусоргский создает в былинно-богатырском духе, с торжественными аккордами и перезвоном колоколов. В ней снова слышны интонации темы «Прогулки», но здесь она становится величественной и торжественной.
Открыто и прямо воспевается могучая сила народа. Создается яркая, живописная картина. С пением проходят странники, пришедшие из дальних краев в стольный град Киев. Заканчивается все произведение празднично и радостно, мощным перезвоном колоколов.
Ворота русских богатырей. Памятник величия и славы русского народа!
Таким был всегда Модест Петрович Мусоргский: о чем бы он ни писал, какие бы картины ни рисовала его музыка, о каких бы странах, городах и людях ни рассказывала, самой яркой, самой гениальной она была тогда, когда он писал о России, о русском народе.
Тема из «Богатырских ворот» служит позывными радиостанции « Голос России».


Вопросы и задания:

1. Послушайте фрагмент Второй симфонии Бородина. Определите исполнительский состав и характер музыки.

2. Послушайте произведение Мусоргского "Богатырские ворота" определите исполнительский состав и характер музыки.
3. Какие черты богатырского характера объединяют изображение богатырей на картине В.Васнецова "Богатыри" с богатырской темой в музыке Второй симфонии Бородина?



  1. На вопросы отвечаем письменно в тетради. Фотографируем, присылаем по электронной почте. Пишем фамилию и класс.

 

Добрый день! 

Тема  урока "Волшебная красочность музыкальных сказок"

 

Роль сказки в музыке очень велика. Облик сказочных героев, лесные, подводные и горные сказочные пейзажи, и царства, птицы и животные - словом, всё богатство видимого волшебного мира получило своё звуковое выражение. Благодаря музыке мы узнали, что в сказке все звуки особенные, волшебные: необычно шуршат и падающие снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде по-особенному, и лесное озеро не простое, а волшебное.
Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества по-разному находил своё выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального сочинения.

Зайдите по ссылке,  посмотрите видео урок

Урок "Волшебная красочность музыкальных сказок"

  

Вопросы и задания:

1.     Почему, когда композиторы обращаются к сказочным сюжетам, в их музыке так возрастает изобразительное начало?
2.     В чём разница между музыкальными портретами реального человека и сказочного героя?
3.     Какими средствами передаётся красочность образа в «Пляске златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова?

 На вопросы отвечаем письменно в тетради. Фотографируем, присылаем по электронной почте. Пишем фамилию и класс.
burakova@ekb55.ru


Кто сделал задание за 4.04 оценки будут выставлены 11.04

 

Музыка и изобразительное искусство


Ребята, сегодня мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество музыки и изобразительного искусства.
Тема: «Живописность  искусства»
(учащиеся записывают тему в тетради).
 Мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусств, постараемся определить, существует ли соотношение звука и цвета, переложение оттенка цвета в звуки.
 Предлагаю  начать с самого простого – определить, существует ли переложение цвета в звуки.
Для этого нарисуем в тетради радугу. Под радугой пишем цвета, а напротив подбираем каждому цвету звук. Раскрашиваем радугу. (Учащиеся выполняют творческое задание)
Работая над «волшебной музыкальной радугой» вы заметили сходство изобразительного искусства и музыки? (цветовой спектр составляет 7 основных цветов, музыкальная грамота построена на 7 нотах).
- Какого цвета получились ваши ноты
Давайте сравним результаты вашей работы, вашего художественного видения со «Стихотворением о нотах»:
Какого цвета нота до?
Ей больше всех идет бордо.
В бордовом платьице она
Всем больше во сто крат слышна.

У нотки Ре наряд речной,
Он синевато-голубой.
Журчит она как ручеек,
То низок тон, а то высок.

У ноты ми вуаль полей,
Зеленый цвет сверкает в ней.
Ми как волшебная волна,
Несет всем людям мир она.

Фа обожает фиолет,
Заката солнечного цвет.
Жаль только, Фа слегка грустна,
Но любит погрустить она.

Соль, словно солнца яркий луч,
Который светит из-за туч.
В наряде желто-золотом
Приносит нотка радость в дом.
А нотка ласковая Ля,
Как разноцветная земля.
В ней красочный букет полей,
Нет нотки этой красивей.

Си – неба синего краса,
В ее наряде небеса,
В ее звучании полет,
В высь нотка эта нас зовет.

Все нотки – жители страны,
Где звуки с красками дружны.
В стране неповторимой этой
Любого встретит море света.

ВЫВОД: существует переложение цвета в звуки.

Каждое искусство, стремясь создать свой собственный мир, способно сказать больше того, что ему обычно приписывают.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул моро. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Так описывал А. Пушкин яркие картины прихода зимы. Приведённый отрывок – настоящий поэтический пейзаж. В нём каждая строка наделена живописным образом. Зима предстаёт как величественное снежное царство. На ветвях, на полях и холмах - всюду бескрайний снежный покров.
Даже на этом маленьком примере видно, что у литературы достаточно изобразительных средств – её красочные эпитеты и метафоры рисуют яркий зрительный образ.
Но ведь по-своему ярки и музыкальные пейзажи. Какие цветы, какие снежники порой можно «увидеть» в музыке! Вот один из «зимних» музыкальных пейзажей – «Вариация Феи зимы» из балета С. Прокофьева «Золушка»

И.Грабарь. Иней. Восход солнца
Послушайте «Вариации Феи зимы». Определите исполнительский состав и характер произведения.

Прокофьев "Вариации Феи Зимы" 

В этой музыке мы почти видим, как волшебница зима плетёт узорное снежное кружево. Музыка очаровывает нас плавным движение – лёгкая метель исполняет свой сказочный танец.
Приходилось ли вам когда-нибудь слышать эхо?
Вспомните, где его можно услышать. Наверное, прежде всего вы назовёте лес или горы, где есть большое пространство, далека разносящее звуки природы.
В чём заключается особое звучание эха?
Оно бывает близким и далёким, звонким и глухим. В нём мы слышим собственный голос. Далёкий и близкий – в зависимости от протяжённости пространства.
Так же и в музыке, если композитор хочет внести в звучание ощущение пространства, он пользуется эффектом эха, предавая его через громкость звучания – динамику.

А. Саврасов. Вид в Швейцарских Альпах


Послушайте произведение О. Лассо «Эхо». Определите исполнительский состав и характер произведения.

Лассо "Эхо" 

Динамика обозначает границы пространства, создаёт впечатление близости и отдалённости звучания.
Таким образом,   изображение пространства в музыке значительно усиливает её выразительные возможности.

Вопросы и задания:
1.     Назови музыкальные произведения, навеянные природой или другими изображениями.
2.     Какие картины можно представить, слушая музыку «Вариации Феи зимы» С. Прокофьева?
3.     Какой приём передаёт ощущение музыкального пространства?

На вопросы отвечаем письменно в тетради. Фотографируем, присылаем по электронной почте. Пишем фамилию и класс.
burakova@ekb55.ru 



2 комментария: