Основы светской этики

Человек чело века

Добрый день, ребята.
 Отгадайте загадку и вы узнаете тему сегодняшнего урока.

Он может стать шахтером, 
Ученым и актером,
Учителем он может стать -
Детишек в школе обучать.

- Из высказываний Цицерона и Паскаля получается, что главное – это мысль человека. Мысль руководит ПОСТУПКАМИ, НАМЕРЕНИЯМИ, ДЕЙСТВИЯМИ, ПОЗИЦИЯМИ. Именно мыслительный процесс связан с оцениванием окружающей жизни, с содержанием жизнедеятельности.

- А какую роль играют чувства? Дают эмоциональное наполнение жизни и действиям человека. Мысли и чувства помогают человеку сознавать свои оценки и поступки. Как судят о человеке другие люди. Здесь и проявляются главные ценности и качества людей: доброта, гуманизм, уважение, внимание, забота, любовь, милосердие, сострадание, достоинство, честность, совесть.



Так рождается человеческий опыт коллективной мысли. Определяет законы нравственной жизни человека. складывается своё миропонимание мировоззрение действия и поступки

В истории много славных имен, подающих пример высокой нравственности. (Тема прошлого урока.) - Кто такие патриоты? «Патриотизм» – любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу. «Патриот» – человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.
- Любовь каждого человека должна проявляется не только на словах, но и на деле. Мы любим свою семью лишь просто, потому, что она у нас есть. Так и Родина: мы любим её за то, что она у нас есть. Любовь – это служение. Служение проявляется, прежде всего, в делах на благо людей. М. Ломоносов Г. Жуков А. Невскийтвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.


Доктор Рошаль Леонид Михайлович Рошаль - с 2003 года по настоящее время - директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Департамента здравоохранения города Москвы. В 1988 году участвовал в спасении детей, пострадавших во время землетрясения в Армении. В 1990 году Рошаль стал председателем Международного комитета помощи детям при катастрофах и войнах. В этот комитет вошли известные специалисты-медики со всего мира. Тогда же он возглавил Международный благотворительный фонд помощи детям при катастрофах и войнах, созданный для того, чтобы обеспечивать транспортировку, покупку оборудования и питание врачей, входящих в международную бригаду неотложной помощи. Вёл переговоры с террористами во время террористического акта на Дубровке (2002): благодаря участию Рошаля из здания Театрального центра были выведены восемь детей, а заложникам были переданы вода и медикаменты. Также вёл переговоры с террористами во время террористического акта в Беслане (2004).

Притча
 “Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом, же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”. Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?” Как вы думаете, что ответил мудрец? Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”

О каких качествах нравственности мы сегодня говорили? - В чём они проявляются? (в наших поступках).

Фотографировать и присылать задание не надо.


В тебе рождается патриот и гражданин

Древнеримский политический деятель, оратор и философ Марк Туллий Цицерон говорил: «Нам дороги родители, дороги дети, близкие, родственники, но все представления о любви к чему-либо соединены в одном слове «Отчизна».
Видеоурок В тебе рождается патриот и гражданин
И действительно, отчизна, отечество, родина неразрывно связана с природой, с домом, семьёй и малой родиной. Мы нежно и горячо любим свою родину, как сыновья и дочери. Но любовь каждого человека должна проявляться не только на словах, но и на деле. Мы любим свою семью лишь потому, что она у нас есть, так же и Родину мы любим за то, что она у нас есть. Любовь – это служение. Служение проявляется, прежде всего, в делах на благо людей.
Эту любовь очень часто связывают с такими словами, как «патриот» и «патриотизм». Как вы думаете, что они означают?
Слово «патриот» происходит от древнегреческого слова «patriotes», которое переводится «земляк», «соотечественник», ну а в наши дни патриотом принято называть того, кто любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины.
Слово «патриот» не расхожее на любой случай. Не каждый заслуживает такой оценки. «Быть патриотом» – это очень высокие слова. Не каждый человек осмелится громко заявить о себе: «Я патриот!» Чаще всего так говорят о другом человеке: «Он настоящий патриот».
Русские писатели и поэты – патриоты своей страны – всегда очень эмоционально выражают любовь к Родине в своих произведениях.
«Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же». Александр Николаевич Радищев
«Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной.
Не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой…» Николай Алексеевич Некрасов
Отчизне кубок сей, друзья!
Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?
Василий Андреевич Жуковский
Согласны ли вы с прозвучавшими строками? Вы чувствуете сердцем это выражение любви и преданности? Именно это чувство лежит в основе понятия «патриотизм».
Патриотизм наших соотечественников проявился в полной мере в годы Великой Отечественной войны.
В опасности оказалось Отечество, Родина, и миллионы патриотов встали на её защиту в самые трудные для неё минуты.
Кто-то вступил в армию или народное ополчение и ушёл на фронт, кто-то сражался с оружием в руках в партизанских отрядах, оказывая сопротивление врагу на оккупированной немцами территории.
Свою Родину защищали и люди вполне себе гражданских специальностей, работая в госпитале, изобретая новую военную технику или трудясь на оборонном предприятии.
Защищая свою Родину, и кадровые военные, и ополченцы, и партизаны, и труженики тыла – все они защищали свой народ от посягательств на его свободу, защищали людей своей страны, её будущее и будущее своих потомков, именно тех, которые живут сейчас, которые живы благодаря их непрожитой жизни. Задумывались ли вы когда-нибудь об этом всерьёз и глубоко?
Они отдали свою жизнь за то, чтобы вы жили. Их сердца, отданные людям, отданные вам, позволили биться вашим сердцам. Вдумайтесь в это, мысленно пытаясь оживить известные вам страницы героической эпопеи нашего народа.
Будьте особенно бережны к памяти павших, будьте особенно внимательны к тем, кто ещё жив. Они прошли трудную дорогу испытаний и нуждаются в особой благодарности, теплоте и деликатности по отношению к себе.
А вы бы встали на защиту Родины?  А смогли бы отдать свою жизнь во имя страны? В такие минуты в вас действительно рождается патриот. Но лучше, чтобы вы никогда не знали, что такое война. Никогда не испытывали горе и боль. Ведь быть патриотом можно быть и в мирное время. 
Подумайте, считаете ли вы себя патриотами? И в чём проявляется ваш патриотизм? Но прежде чем ответить на эти вопросы, задумайтесь над словами шотландского писателя Джэймса Босуэлла: «Патриотизм – последнее прибежище негодяя». Запомните эти слова и никогда в жизни не уподобляйтесь подобным в кавычках «патриотам», которые оправдывают патриотизмом совсем нелицеприятные поступки и ставят свои личные, сиюминутные интересы выше интересов других людей и своей страны.
Кстати, а какими словами можно ещё обозначить потребность человека стоять на страже Отчизны, быть её заступником и хранителем? Это слова гражданин и гражданственность. Они объединяют в себе любовь к родине, служение ей, ответственность за её судьбу.
В моральном смысле гражданин – это и тот человек, который не ставит свои интересы выше общественных, а также тот, кто действительно способен принести пользу своей стране и обществу. Он не только переживает за судьбу своего отечества, сидя перед телевизором на диване, а обязательно действует.
Гражданин платит налоги, понимая, что на эти деньги будет оказана помощь неимущим, сиротам, будут построены новые дороги, больницы и школы. Он исполнит свой долг защитника Отечества и, несмотря на то, что мы живём с вами в мирное время, пойдёт служить в армию.
К тому же, гражданин — это тот, кто не равнодушен к согражданам. Настоящий гражданин не пройдёт мимо тех, кто нуждается в помощи, он всегда поможет слабому. Ну и конечно, гражданин своей страны — это тот человек, который живёт в рамках закона, не нарушая писаные правила, и при этом живёт, придерживаясь негласного кодекса, так называемого кодекса чести и достоинства.
Гражданин будет добросовестно исполнять и другие возложенные на него законом обязанности, потому что это его гражданский долг.
На заводе слесарь он,
В яслях – он родитель,
В кинотеатре – зритель,
А пришёл на стадион –
И уже болельщик он.
Он кому-то сын и внук,
Для кого-то близкий друг.
Он – мечтатель в дни весны,
Он – защитник в дни войны.
И всегда, везде и всюду –
ГРАЖДАНИН своей страны!
Кстати, воспитание гражданственности является одним из основных принципов государственной политики в области образования. Ведь, как говорил русский поэт и писатель Николай Николаевич Некрасов, «поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан».
Каждый человек сам для себя определяет, что значит быть гражданином.
Мы с вами – граждане нашей большой страны и только от нас зависит, каким станет наше Отечество – сильным и развитым, с высоким уровнем жизни его граждан или слабым, зависящим от воли других государств, с незащищённым и малообеспеченным населением.
Мы – граждане – выбираем тех людей, которые будут руководить государством, мы, соблюдая законы, пользуясь своими правами и выполняя свои гражданские обязанности, укрепляем государство, поддерживаем его, помогаем ему продвигаться вперёд.
В конце нашего урока давайте попробуем ответить на некоторые вопросы.
1. Что объединяет понятия «патриот» и «гражданин»?
2. Чувствуешь ли ты себя патриотом? Обоснуй свой ответ.
3. Считаешь ли ты себя обязанным быть гражданином и почему?

Фотографировать и присылать задание не надо.

Действия с приставкой СО


Добрый день, ребята.
Мы попробуем назвать нравственные действия, поступки человека по отношению к людям, которые можно было определить словами с приставкой «со». Сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие. И всё это воспринимается человеком, нуждающимся в поддержке и участии, как знак мы вместе с тобой, то есть вместе чувствуем твою печаль или радость, вместе переживаем страдаем, ощущаем боль, участвуем в добрых делах.

 Прочитайте притчу.

Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите».
Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил её слепому человеку и ушёл.
К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил:
— Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал её немного по-другому.
Он улыбнулся и ушёл.
Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу её увидеть».
- Как вы думаете, почему человек именно так написал?  

-Добился он этого?

 
Вы наверняка уже понимаете, как много заложено в понятие «доброта» и как важно, чтобы рядом был именно добрый и терпеливый человек.
Вы убедились, что в это понятие люди вкладывают целую палитру качеств и характеристик человека, поскольку доброта многогранна. Хотелось бы выделить её грань, которую можно выразить словами с приставкой «со», означающей «вместе».

Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек» 

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Ребята прислушайтесь к взрослым, уважайте старших. Растите добрыми, чуткими, отзывчивыми, умеющими разделить и горе и радость ближних и близких людей. Ведь ближний-это тот, кто нуждается в твоей помощи.
В конце нашего урока давайте попробуем ответить на некоторые вопросы.
1. Что означают слова с приставкой «со» в ваших жизненных правилах?
2. В каких отношениях вы со словами с приставкой «со»?
3. Что сопутствует равнодушию?

 Фотографировать и присылать задание не надо.

Доброте сопутствует терпение

 «Терпение горько, но его плод сладок». Ж.-Ж. Руссо


Добрый день, ребята.
 - О каком нравственном качестве здесь идет речь?

- Как вы понимаете его значение?

Терпение – Способность терпеть.

Настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе.



- Согласны ли вы с этим изречением? Попробуем в этом убедиться.







  1. В чем разница между терпением и терпимостью?
  2. Почему доброте всегда способствует терпение?
  3. Умеете ли вы быть терпеливыми?



Ростки нравственного опыта поведения



Представьте: летний тёплый день, цветущий луг, вокруг порхают бабочки, вы стоите, широко раскинув руки, устремив взгляд ввысь, к бездонному голубому небу, подставив лицо солнышку и ощущая легкость, свободу и желание познавать мир.



Добрый день, дорогие друзья! 

Сегодня мы продолжим наш разговор о добре, о жизни, о том, как надо жить, чтобы быть настоящим человеком.

Прочитайте современную притчу.

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и порванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Как мы можем сделать нашу жизнь радостней и добрей?




















Если ты видишь, что устройство общества дурно, и хочешь исправить его, то знай, что для этого есть только одно средство: то чтобы люди стали лучше. А для того, чтобы все люди стали лучше, в твоей власти только одно: самому стать лучше. Л.Н.Толстой

 Рассказ


У дяди Лёни, старого лесоруба, всегда были сторожевые собаки. Живёт такая из них, исправно лает, ест хлеб и разные остатки еды, а потом становится старой. Дядя Лёня, как только заметит, что она не только кости, но и хлеб с трудом грызёт (зубы сточились), - выносит двустволку, заряженную крупной дробью, и зовёт к себе пса. Когда пёс садится перед ним, понурый, со слезящимися глазами, он говорит примерно так:
- Ну что, Буян? Мне теперь ты не нужен, да и сам ты себе в тягость. Некогда мне за тобой ухаживать, с ложечки кормить…Ты ведь не человек, а собака. Человека убивать нельзя, а тебя можно…
Он прицеливается и стреляет… Промаха не бывает. Через день – другой в будке убитого пса появляется появляется щенок.
Мальчик Юра услышал всё это от своей бабушки. Говорилось это как раз по тому случаю, когда дядя Лёня раздумывал над судьбой очередного своего верного сторожа. Это был добрый пёс неизвестной породы по кличке Малыш.
- И что творит человек, - ворчала бабушка. – Служил-служил ему пёс… Ну состарился, так что же, и куска хлеба жаль старику…Возьми щенка-то, а старого сохрани, тварь Божию…Вот ведь не сегодня-завтра застрелит Малыша!
Юра так и подпрыгнул на табуретке, когда услышал, что старый лесоруб хочет застрелить Малыша.
- Это которому я хлебца и колбаски носил? Он ведь добрый! Возьмет всё, съест аккуратно и ещё руки полижет… Спасибо, мол.
Задумался Юра. И вдруг решил: «Пойду и приведу Малыша к себе». Он взял кусок хлеба и побежал к дому дяди Лёни.
Картина, которую увидел мальчик, потрясла всё его существо. Малыш сидел посреди двора, склонив добродушную морду набок, явно ничего плохого не подозревая, а дядя Лёня наводил на пса ствол…Юра вбежал во двор и сильно толкнул старого лесоруба. Раздался оглушительный выстрел, над крыльцом поплыло облако дыма – дробь врезалась в стену сарая, а пёс остался сидеть, как сидел. От волнения Юра упал без сознания.
Кода мальчик очнулся, он услышал, как дядя Лёня говорил бабушке: «Юра у вас смелый и добрый мальчик. Господь таких любит. А мне не надо было за ружьё браться».

Вопросы и задания к тексту: 

  • Почему старый дровосек назвал Юру смелым и добрым мальчиком?
  • Дайте оценку поступку мальчика. Какой поступок совершил герой рассказа? (Хороший, добрый и т.п.)
  • У этого рассказа нет названия. Предложи свой вариант (Смелый поступок. Как мальчик спас собаку. Спасение собаки).


Домашнее задание: подобрать пословицы, которые характеризуют нравственного человека или нарисовать литературного героя, близкого к идеалу нравственного человека.


Запишите тему урока в тетрадь. Выполните д.з. в тетради. Фотографировать и присылать задание не надо.


 



Общение и источники преодоления обид
Добрый день, ребята!
На этом уроке мы узнаем, что общение помогает преодолевать обиды. Выясним, что бы вы хотели изменить в себе, налаживая общение с одноклассниками. Узнаем, что вас обижает в процессе общения с другими людьми и как вы можете это преодолеть. 

Зайдите по ссылке

Общение и источники преодаления обид


Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слёз,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Зло побеждай – учись прощать!
Борис Пастернак

Общение – это взаимодействие двух или нескольких людей, которые обмениваются информацией или же взаимодействуют в практической деятельности.
Общение – это не только взаимоотношения, контакт между людьми, которые узнают друг друга, обмениваются информацией и переживаниями с целью взаимопонимания, но это и главное условие, и способ существования и развития людей.

С помощью общения нам удалось многое, ведь без общения мы бы не смогли построить города и страны. А вы умеете общаться?
В начале нашего урока нарисуйте на листочке и вырежьте солнечный лучик. Подумайте, кому в классе вы хотели бы сказать «спасибо» за какую-либо помощь, поддержку, радость общения с ним. Напишите тёплые слова в его адрес и передайте ему свой лучик.





Те, кто получил такие лучики и хотят высказать слова признательности, обязательно сделают это. Не кажется ли вам, что в вашем классе стало теплее и приятнее, разлился солнечный свет, согревая вас своим теплом? Не в этом ли смысл и радость общения?
Попробуйте записать в тетради свои мысли и ощущения от общения с близкими вам людьми, друзьями, одноклассниками.
С новой строчки напишите имена тех ребят, кому вы могли бы доверить свою тайну, кого с удовольствием готовы пригласить в гости, с кем хотите проводить свободное время.
Давайте подумаем, по каким признакам и почему вы выделили этих ребят. Наверное, вас привлекли их хорошие качества, такие как доброжелательность, дружелюбие, доброта, незлопамятность, чувство юмора, общительность, воспитанность, терпимость, справедливость, чувство собственного достоинства, благородство.
При желании вы можете продолжить этот список. Подумайте о значимости качеств, которые привлекают вас, отражаясь в поступках тех, с кем вы общаетесь.
А теперь обратимся к себе. Каким из следующих изречений мыслителей вы бы смогли себя охарактеризовать?
«Умение быть благородным – знак благодарности души». Эзоп
«Благородные люди живут в согласии с другими людьми». Конфуций
«Не усвоив приличий, не утвердишься». Китайская мудрость
«Доброта – это единственное деяние, которое никогда не ветшает». Генри Торо
«Справедливость неотделима от пользы». Цицерон
Подумайте о своём выборе на досуге. 

А теперь давайте подумаем и о том, что нам мешает чаще всего во взаимодействии и общении с другими людьми. Горечь обид, несправедливость, различные дразнилки, грубость. Как мы видим, общение может быть и источником обид, неприятностей, плохого настроения, грусти. Ведь даже если это, как говорится, всего лишь ложка дёгтя в бочке мёда, всё равно радужная атмосфера общения меркнет, механизм взаимоотношений разлаживается. Что же делать?
Чтобы научиться понимать друг друга, надо знать и выполнять определённые правила:
Не копить обиды и не дуться,
Лучше первым улыбнуться!
В решающий момент себя сдержать
И конфликта избежать.
Стараться проявить терпение,
Чтобы услышать и другое мнение.
Не грубить и не буянить,
Грубость может сильно ранить.
Вежливым быть всегда и во всём,
И обязательно сейчас, а не потом.
Давайте прислушаемся к себе и подумаем, почему ухудшается настроение, когда возникает чувство обиды, что именно обижает человека больше всего?

Чувство обиды — это реакция, вызванная в ответ на несправедливо нанесённые оскорбления, огорчение, а также негативные эмоции, полученные в результате. Причинить его могут как близкие, знакомые люди, так и учителя, коллеги по работе и даже незнакомцы.
Обида – это состояние души, негативная эмоция, которая доставляет боли больше тому, кто обижается и носит в себе эту обиду.
Обида — это горькое чувство, которое разрушает, будоражит душу, не даёт успокоиться, заставляет постоянно прокручивать в уме ту ситуацию...




Обида наваливается, раздувается, мучает, жжёт, не отпускает;
Обида проходит, растёт, глотается, жжёт, заглушается, просветляется;
Обида просыпается, кипит, остывает, улетучивается.
Обида вызывает раздражение, злость, агрессию, неприязнь и даже ненависть к тому человеку, который тебя оскорбил, унизил, обидел.

Давайте подумаем, как нам преодолеть эти неприятные моменты. И опять начинаем с себя, следуя совету мудрых. Ведь как говорил римский поэт Публий Сир: «Благородный человек обид не считает».
Обида человека прячется в крепости, а крепость, как вы догадались, – это закрытое сооружение. Такая крепость находится внутри у каждого из нас; пока обида там живёт, человек чувствует себя плохо. Так давайте же откроем свою крепость и выпустим все обиды, ведь твоя обида вредит только тебе.

Однажды ученик спросил у своего учителя: 
– Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.
Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.
– Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, – сказал учитель, –возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой – имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
– И это всё? – недоумённо спросил ученик.
– Нет, – ответил учитель. – Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.
Ученик согласился.
Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, который он положил в самом начале, стал портиться. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.



Ученик пришёл к учителю и сказал:
– Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.
Но учитель ответил:
– То же самое происходит и у тебя в душе. Когда ты на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становится всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решаешь обидеться, или наоборот.
А что значит простить человека? Как вы это понимаете?
Простить человека – значит перестать винить его, не держать на него зла, восстановить с ним хорошие отношения.



Каждый человек сам должен выбирать простить или не простить обиду. А давайте предположим, что все люди на земле лишились такой важной черты характера, как умение прощать. Что произойдёт с нашим миром? Хотели бы вы жить в таком мире? Конечно же, нет.

Перед вами «волшебный чемоданчик». В него мы и сложим полученные вами советы. В любой момент вы сможете его открыть и воспользоваться этими советами.

«Не злословь о ближнем, чтобы не услышать такого, чему сам не порадуешься». Хилон
«Относись к недругам по-доброму, и они покаются, увидев, какого человека обижали». Эзоп
«Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков». Лао-цзы
«Во время гнева не должно ни говорить, ни действовать. Огорчающий ближнего едва ли сам избежит огорчения». Пифагор
«Язык держи в благоречии». Клеобул

Порой бывает очень трудно простить не внешне, а сердцем. Поэтому нужно всегда ставить себя на место обидчика. Важно не сосредотачиваться на обидах, не копить их в себе, не готовить такой же ответ обидчику. Это бессмысленно. Иногда важно не реагировать, не замечать, пройти мимо.
Как-то два друга много дней шли по пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Друзья молча продолжали идти и через много дней нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, который дал пощёчину и спас жизнь своему другу, спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-то хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...


В конце нашего урока давайте попробуем ответить на некоторые вопросы.
1. Как общение помогает преодолевать обиды?
2. Что бы вы хотели изменить в себе, налаживая общение с одноклассниками?
3. Что вас обижает в процессе общения с другими людьми? Как вы можете это преодолеть?

Запишите тему урока в тетрадь. Ответьте письменно на вопросы. Фотографировать и присылать задание не надо.





Комментариев нет:

Отправить комментарий