7 класс 1 четверть

Урок 6.

Восточная тема у Н. Римского-Корсакого «Шехеразада»

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) сочинил симфоническую сюиту «Шехеразада» по мотивам известных арабских сказок «Ты­сяча и одна ночь»

Симфоническая сюита "Шехеразада" была написана Римским - Корсаковым  всего за два месяца.


"Программою, которою я руководствовался при сочинении "Шехеразады", были отдельные, не связанные друг с другом эпизоды и картины из "Тысячи и одной ночи", разбросанные по всем четырём частям сюиты: Море и Синдбадов корабль, Фантастический рассказ царевича Календера, Багдатский праздник и корабль, разбивающийся о скалу, Царевич и царевна, - писал Римский-Корсаков в "Летописи моей музыкальной жизни..". - Указаниями этими я хотел лишь немного направить фантазию слушателя на ту дорогу, по которой шла моя собственная фантазия".

 

В четырёх частях сюиты "Шехеразада" можно услышать и увидеть чудеса. О них рассказывает грозному Султану Шахриару мудрая и прекрасная Шехеразада. Композитор не иллюстрировал сказку, он воссоздал её. Неповторимые музыкальные образы, танцевальные, песенно-лирические, воинственные, они вобрали в себя ритмику и орнаментику, пестроту восточной музыки и архитектуры, извивы и вязь письма.

 


 Краткое содержание сюиты:

Султан Шахриар, убеждённый в коварстве и неверности жен­щин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи, но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая ему их на протяжении тысячи и одной ночи, так что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно от­кладывал её казнь и наконец совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.

https://drive.google.com/file/d/1B2y6XvRhyaNxS0Pu9hzqhYddB4TuNzo2/view?usp=sharing сюита «Шехеразада» 1 часть фрагмент

Симфоническая сюита - это произведение, состоящий из разных частей, каждая их которых имеет свой характер, образ, но все части обязательно объединены одним сюжетом. Поэтому сюиту можно слушать целиком и каждую часть в отдельности, т.к. каждая часть  - это самостоятельное законченное произведение.

Вопросы и задания

1.   Сколько частей входит в симфоническую сюиту Н.А. Римского-Корсакого? Напиши в тетрадь их названия.

2.   Послушай первую часть сюиты и сделай анализ произведения в тетради.

3.   Что такое сюита. Запиши определение в тетрадь.

 

 


Тема года «Содержание и форма в музыке»   


Урок 5. Ноябрьский образ в пьесе 

Петра Ильича Чайковского




Сегодня мы проследим, как проявляет себя содержание в произведениях программной музыки.

 Наверное, у любого человека определённое время года вызывает целый пласт образов, мыслей, переживаний, близких и понятных только ему. И если бы все композиторы писали свои «Времена года», то, конечно, это были бы совершенно не похожие произведения, которые отражали бы не только поэзию природы, но особый художественный мир своих создателей.

Однако подобно тому, как мы принимаем природу в различных её проявлениях – ведь своя прелесть есть у дождя, и у метели, и у пасмурного осеннего дня – точно так же мы принимаем и тот полный влюблённости художественный взгляд, который воплощает в своих произведениях композитор. Слушая пьесу «Ноябрь» («На тройке»), мы не думаем о том, что звенящие бубенцами тройки лошадей давно ушли из нашей жизни, что ноябрь будит в нас совсем другие представления, мы вновь и вновь погружаемся в атмосферу этой прекрасной музыки, так выразительно повествующей о той «душе ноября», какую вдохнул в неё великий Чайковский.


Не гляди же с тоской на дорогу, 

И за тройкой вослед не спеши,

И тоскливую в сердце тревогу

 Поскорей навсегда заглуши.

 

Н. Некрасов

Этот эпиграф из стихотворения Н. Некрасова «Тройка» углубляет содержательную многомерность пьесы, которая обрисовывается прежде, чем начинает звучать музыка. Мы не просто представляем застывший осенний день, мчащуюся тройку, а угадываем в этой тройке символ чего-то навек уходящего, чью-то тоску, ожидание и тревогу.

 Таковы программные предпосылки пьесы.

 Музыка же дарит нам образ, полный обаяния истинно русского ноября: широкое дыхание мелодии, её плавность и величавость навевают традиционный для русского искусства образ благодатной осени – яркой, щедрой, вдохновляющей.


 Но дни идут. И вот уж дымы 

Встают столбами на заре,

 Леса багряны, неподвижны,

 Земля в морозном серебре,

 И в горностаевом шугае,

 Умывши бледное лицо,

 Последний день в лесу встречая,

                                                   Выходит осень на крыльцо.

И. Бунин «Листопад»

Этот фрагмент из стихотворения И. Бунина «Листопад» созвучен 1 разделу пьесы «Ноябрь» П. Чайковского, где звучит любование ярким, предзимним днём. Этому способствует солнечная тональность мелодии (ми мажор), жизнерадостный характер (неторопливые певучие фразы). Показана широта и своеобразная красота русской природы.

 Чайковский, был одарён способностью в каждом явлении природы видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, успокаивающее, дающее жажду жизни.

 Вслушайтесь в звучание начального раздела пьесы «Ноябрь» и попробуйте представить, какую осень рисует в своей музыке композитор, какие чувства и настроения вызывает в нас её звучание.

П.Чайковский Ноябрь. На тройке

 Второй раздел приближает нас к содержанию пьесы, – «На тройке». Музыка этого раздела обогащается введением яркого изобразительного момента – звона бубенцов. В нём угадывается весёлый бег тройки лошадей, составляющей когда-то неотъемлемую часть русской национальной жизни. Этот звон бубенцов придаёт пьесе зримость, картинность и одновременно вносит ещё один жизнерадостный момент – момент любования милой каждому русскому сердцу картиной.

Звон бубенцов завершает пьесу «Ноябрь», звучание которой к концу становится всё тише, как будто тройка, только что ещё промчавшаяся мимо нас, постепенно удаляется, исчезает в дымке холодного осеннего дня.

 Программное содержание композитора:

 Ноябрь, последний осенний месяц, последние дни перед наступлением зимы. Вот звеня бубенцами, промчалась тройка – и вот она всё дальше и дальше от нас скрывается вдали, и звон бубенцов всё тише…

 И как бы ни был жизнерадостен взгляд композитора, умеющий в любой поре года увидеть свою прелесть и полноту жизни, всё же он не свободен от чувства острого сожаления, неизбежного при разлуке с чем-то привычным и по-своему дорогим.

    Программность значительно расширяет музыкальный образ, внося в него смысловой подтекст, который только в одной музыке мы бы не уловили.

Вопросы и задания:

1. 1. Созвучно ли настроение пьесы П.Чайковского "Ноябрь" твоим представлениям об этом времени года?
2. Какова роль стихотворения Н. Некрасова "Тройка" в контексте пьесы "Ноябрь"?
3. Прослушай и сделай анализ произведения П.Чайковского "Ноябрь. На тройке".


 

 

Урок 4. В чём состоит сущность музыкального произведения 

(2 часть)

«Адажио» Томазо Альбинони - одно из самых известных музыкальных произведений. Именно оно непременно звучит, когда человека провожают в последний путь. Именно оно заставляет сердце слушателей сжиматься и навевает мысли о вечном.


Томазо Альбинони

«Адажио» соль-минор для струнных инструментов и органа, известное как «Адажио» Альбинони, - одно из самых популярных и часто записываемых произведений итальянской барочной музыки. В современную эпоху известность ему принесло знаменитое «Адажио». Всё это правильно, только вот «Адажио» на самом деле написал в 1958 году итальянский музыковед Ремо Джадзотто. Огромная часть рукописей Альбинони была уничтожена во время Второй мировой войны, когда была разбомблена Дрезденская государственная библиотека.

 Альбинони "Адажио"

Существует версия о том, что мелодию этого произведения среди сгоревших рукописей композитора нашёл в середине XX в. исследователь жизни и творчества Альбинони - Ремо Джадзотто и сочинил на её основе музыкальное произведение. 

Музыка «Адажио» наполнена явными и скрытыми смыслами. Её мелодическая основа с ниспадающими, слово никнущими фразами, которые завершаются скорбными интонациями, строгий и возвышенный тембр органа, траурный минорный лад и, наконец, мерная неторопливая поступь шага вызывают у слушателей представление о движении по тернистому жизненному пути, которое ассоциируется с глубокой тоской и одиночеством.

 Знакомясь с лучшими произведениями музыкального творчества, можно убедиться, что содержание их составляют не только душевные переживания и настроения, но также и серьёзное раздумье, изображение разнообразных человеческих характеров в их взаимных столкновениях и жизненной борьбе, наконец, воспроизведение общественных движений широких народных масс, больших социальных конфликтов.

 

Вопросы и задания:
1. Послушайте произведение Альбинони "Адажио". Сделайте  анализ произведения в тетради.
 



Урок 3. В чём состоит сущность музыкального произведения 

(1 часть)


«Музыка – это разум, воплощённый в прекрасных звуках»

(И. С. Тургенев)

 Каждое искусство имеет свои особенности содержания.

 Читая рассказ или повесть, мы узнаём характер героев, следим за событиями их жизни, воспринимаем повествование как конкретную историю о конкретных людях. На первое место выступают словесные описания внешности героев, их жестов, мимики и выражения лиц. Тут же воссоздаётся обстановка (убранство помещения, особенности пейзажа), уточняется время года и суток. И, разумеется, по возможности всё это даётся в образной форме.

 Образы изобразительных искусств (живописи, графики, скульптуры) воспринимаются зрительно. Они наиболее наглядны, так как воссоздают те или иные стороны действительности в формах самой жизни. Вспомним о таких видах изобразительного искусства, как портрет, пейзаж, интерьер (уголок помещения), батальная (военная) сцена и др.

 

Себастьяно дель Пьомбо "Иисус несущий крест"

Итальянский живописец эпохи Высокого Возрождения. Собственно, настоящая фамилия Лучани (Luciani). Родился в Венеции приблизительно в 1485 году. Учился у Джованни Беллини, испытал влияние Джорджоне и Тициана; с 1511 года работал в основном в Риме. Под воздействием искусства Рафаэля живопись Себастьяно дель Пьомбо приобрела строгость и уравновешенность.

Вовсе не живопись, а музыка была, как многие утверждают, первой профессией Себастьяно, и в самом деле, не говоря уже о пении, он получал большое удовольствие от игры на инструментах самого различного вида, в особенности же на лютне, так как на ней могут быть сыграны все голоса без всякого другого сопровождения.

Это произведение захватывает в первую очередь «крупным планом трагедии». Картина написана в мрачных тонах и это полностью сочетается с изображённым на ней сюжетом. Лишь одеяние спасителя кристально белое, говорящее о чистоте его намерений, о свете души его. Он сам несёт свой крест – какая глубокая метафора! Сам несёт то, на чём через пару часов он будет распят, и он знает об этом. Терновый венец впивается в его головы, образуя кровоподтёки. Его взор опущен, как бы устремлён внутрь себя, и он как будто бы не чувствует ни боли в голове ни напряжения в руках – его волнует более большое горе – боль за всех людей на земле.

 Рассматривая произведение живописи, мы проникаем в сущность через облик - облик человека или природы. И наше эмоциональное переживание будет в этих случаях тем глубже, чем больше нам удастся полюбить или, наоборот, возненавидеть тех персонажей, те пейзажи, портреты, о которых мы прочли или которые увидели на картине.

 Вспомните знакомых вам литературных героев и попробуйте ответить на вопрос: что вас больше всего в них трогает и волнует?

 Может быть, вы скажете, что Маленького принца любите не только за его не по-детски мудрые высказывания, но и за мягкую шелковистость волос, о которых автор не забыл упомянуть. А принцесса Русалочка трогает нас не только своей готовностью совершить самый настоящий подвиг, но и тем, что она предстаёт перед нами как тихая, задумчивая девочка, которая, как и все другие девочки, способна и плакать, и страдать.

 Даже из этих двух небольших примеров мы видим, что самое важное, о чём повествуют нам произведения искусства, заключено в конкретных деталях, подробностях, пусть даже на первый взгляд и не столь значительных. Выражение глаз или улыбка, изгиб руки или оттенок голоса – эти черты нередко заключают в себе главную идею произведения или образа, вызывают тот живой отклик, который и является подлинной сутью нашего общения с искусством.

  Художественное произведение - всегда метафора, оно никогда прямо не заявляет о своих намерениях; поэтому его понимание нередко равнозначно разгадке, которая потрясает нас внезапно открывшимся смыслом.

Музыка воздействует несколько иначе.

И хотя она тоже организована очень сложно, тоже полна загадок и иносказаний, всё же её воздействие более непосредственно. Ведь музыка живёт только пока звучит, и за те минуты, которые отданы ей в распоряжение, она должна успеть очень многое: захватить, увлечь, потрясти.

 И музыке это удаётся - удаётся намного быстрее, чем произведениям других видов искусства. Потому что музыка воздействует на человеческие чувства, обладающие свойством мгновенного отклика на действительно близкое и понятное, музыка - это собственный язык человеческих чувств, их выражение в этом мире.

 Каждый, кому приходилось задумываться над той тайной, какую заключает в себе музыкальное содержание, наверное, чувствовал: музыка говорит нам о чём-то большем, что неизмеримо шире и богаче нашего опыта, нашего знания о жизни.

Так, слушая, например, «Лунную» сонату Бетховена, мы можем представить картину лунной ночи: не просто одной какой-то ночи в конкретной местности, с конкретным пейзажем, а именно духа лунной ночи с её таинственными шорохами и ароматами, с бескрайним звёздным небом необозримым, загадочным.

Однако исчерпывается ли содержание этого произведения только пейзажными ассоциациями? Ведь слушая эту сонату, мы можем представить и тоскливую муку неразделённой любви, разлуку и одиночество, всю горечь человеческой печали.

И все эти такие разные представления не будут противоречить характеру бетховенской сонаты, её сосредоточенно созерцательному настроению. Ибо она повествует нам о печали - не просто печали лунной ночи, но всей печали мира, всех его слезах, страданиях и тоске. И всё, что способно вызвать эти страдания, может стать объяснением содержания сонаты, в которой каждый угадывает свой собственный душевный опыт.

 Л.Бетховен Соната №14 Лунная


Вопросы и задания: 

 1. В чём состоит существенное отличие в художественном воздействии произведений литературы, живописи и музыки?

2. Прослушайте произведение Л.Бетховена Соната №14 Лунная. Сделайте анализ произведения.

Урок 2. Музыку трудно объяснить словами


«Если бы всё, что происходит в душе человека,

можно было бы передать словами, - музыки не было бы на свете…»

В. Серов

 

Музыка во многом отличается от других искусств - её выразительные средства и образы не столь наглядны, как образы живописи, театра, кино. Язык точных понятий ей чужд. Музыка оперирует средствами чисто эмоционального воздействия, обращается преимущественно к чувствам и настроениям людей.

О музыкальном содержании говорить намного труднее, чем о содержании других видов искусства. В музыке часто отсутствует сюжет, в отличие от произведений литературы или живописи, поэтому музыку не перескажешь словами. В ней редко встречаются конкретные образы, которым можно дать словесную характеристику. Лишь о небольшой части музыки - музыке программной - мы имеем возможность рассуждать примерно так, как рассуждают о литературном произведении, то есть касаясь тех словесных описаний, которые даёт сам композитор.

Наиболее трудной для восприятия многие считают непрограммную инструментальную музыку. Как определить содержание музыки в тех случаях, когда композитор не предпослал ей какого-либо конкретного заглавия или литературного предисловия? Как, например, понять, что именно хотел передать Шопен в своём этюде или прелюдии для фортепиано? Музыка эта несомненно мелодична, глубоко приятна для слуха, ну а о чём она говорит?

Действительно, как уяснить себе содержание такой музыки, где нет не только поэтического текста, как в песне, но даже скупого программного названия?

Сколько настоящей глубины, человечности, жизненной правды в музыке знаменитого «Анданте» из Пятой симфонии Л. Бетховена! Но можно ли точно рассказать его сюжет так, как мы рассказываем сюжет повести или драматического спектакля?

 



Что изображено в этой музыке? Картина мирной, безмятежной природы? Или светлые мечты человека, погружённого в свой внутренний мир? И если это картина природы, то что это - лето или зима, простор степей или благоухающая зелень лесов? Подобная точная расшифровка сюжета здесь невозможна, да она, собственно, и не нужна. Слушатель воспринимает думы и настроения, переданные великим Бетховеном, в их обобщённом выражении, но притом достаточно конкретно, ибо эта музыка, обращённая к глубинам человеческого сердца, неизменно будит в нас ответные переживания.

«Красота человеческого горя» (А. П. Чехов) с удивительной силой выражена в медленной, третьей части всемирно известной Пятой симфонии Д. Д. Шостаковича. Автор свободно воспроизводит в этой гениальной музыке строгие контуры старинных мелодий в духе Баха или Генделя, оригинально сочетая их с глубоко современной музыкальной атмосферой, неизменно захватывающей аудиторию любой национальности.

 


Ни одно из названных произведений не опирается на литературную программу, не носит узко изобразительного характера. Но идейно-эмоциональный смысл их, реальное образное содержание доходит до сердца слушателя, захватывая и волнуя его.

Зато она может с огромной силой передавать состояние радости или горя, драматической взволнованности или праздничного ликования. Через эти настроения и чувства слушатель сможет воспринять и большие идеи, заложенные в музыкальных произведениях. Порой музыка достигает такой захватывающей эмоциональной мощи, какую трудно или невозможно было бы достичь с помощью словесного языка. Об этом неоднократно говорил великий музыкант-психолог П. И. Чайковский: «Вы говорите, что тут нужны слова. О нет! Тут именно слов-то и не нужно, и там, где они бессильны, является во всеоружии своём «язык музыки».

 


Музыка умеет выразить невыразимое.



 

Урок 1.                                 

О единстве содержания и формы в художественном произведении


 «Один лишь Дух, коснувшись глины, творит из неё Человека…»

А. де Сент-Экзюпери

 

Музыка! Как прекрасна и поистине безгранична эта область человеческой культуры! Целый океан живых страстей, возвышенных мечтаний и благородных стремлений человечества заключён в творениях музыкальной классики.

Глубочайшие творения классического искусства живут века, не теряя своей свежести. Они отобраны человечеством из сотен и тысяч образцов и вошли в золотой фонд мировой культуры. Такие произведения не стареют, время бессильно перед ними. Обладая высоким художественным совершенством, воплощая передовые идеи человечества, они сохраняют до наших дней значение своего рода эталона, образца, порой недосягаемого.

 Когда-то А. И. Герцен писал своему сыну: «Есть классические художественные творения, без которых человек не есть полный человек». Он имел в виду, что люди, которые проходят мимо этих великих богатств, непростительно обедняют свой духовный мир, лишают себя несравненной интеллектуальной радости. А жизнь, лишённая красоты, не освещённая светом искусства, превращается в нечто унылое, бесцветное, механическое.

 Почему же одни произведения умирают, едва появившись на свет, а иные – живут в веках, приобщая к своим глубинам всё новые и новые поколения?

 Умение видеть скрытое, глубинное – одно из необходимых условий подлинного творчества. Об этом писал замечательный русский поэт Ф. Тютчев, учивший нас истинному пониманию природы.

 Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

 

Истинное искусство действительно требует от художника полной самоотдачи и самозабвения. 

Среди музыкантов не редкость признания в том, как порой после бесплодных долгих поисков нужные интонации или созвучия внезапно приходили как бы свыше, потрясая своей убедительностью, истинностью. Так, Йозеф Гайдн, когда его осенила мелодия (в оратории «Сотворение мира» выражающая рождение света), воскликнул, ослеплённый её блеском: «Это не от меня, это свыше!»

 Поэтому среди объяснений загадочной природы музыкального искусства одним из первых стоит признание его божественной сущности. И тот, кому судьба предназначила быть творцом, изначально носит в душе некий идеал, с которым он сверяет всё, что создаёт. Такой идеал – некая «магическая единственность» замысла и его воплощения или, если воспользоваться научным определением, единство содержания и формы.

 

Музыка окружала Антонио Вивальди всю его жизнь. Он впитал её вместе с воздухом родного города – солёным, пахнущим морем, звенящем от песен. Ему ничего не приходилось выдумывать – мелодии роились в его голове, точно пчёлы в улье. Нужно было только отлить их в чёткую форму, подчинить законам композиции. Он в совершенстве владел всеми тайнами своего ремесла, но главным считал чувство. Никогда не понимал тех, порой весьма искусных мастеров, которые в своих сочинениях видели лишь повод для хитроумных контрапунктических головоломок. Музыка, лишённая радости, не греющая душу, - зачем она?

 Это была прекрасная мысль: написать четыре концерта для скрипки с оркестром, соответствующие смене времён года. Какое разнообразие картин, какое неисчерпаемое богатство красок! Весна, с её сияющим небосводом, томительная нега летнего полдня, великолепие осенней охоты и, наконец, радостная забава зимы – коньки. Он населил музыку щебетом и пересвистом птиц, журчанием ручьёв, громкими криками охотничьих рогов. С упоением живописал яростную симфонию грозы: шум тугих дождевых струй, завывание ветра, ослепительные зигзаги молний. Порой всё это виделось ему так ясно, что вместе с музыкой к нему приходили слова. Он вписывал их в партитуру, надеясь, что стихи помогут лучше понять сочинение.

 «Лето»

 В полях лениво стадо бродит.

От тяжкого, удушливого зноя

Страдает, сохнет всё в природе,

Томится жаждой всё живое.

 

Кукушки голос звонко и призывно

Доносится из леса. Нежный разговор

Щегол и горлица ведут неторопливо,

И тёплым ветром напоен простор.

 

Вдруг налетает страстный и могучий

Борей, взрывая тишины покой.

Вокруг темно, злых мошек тучи.

И плачет пастушок, застигнутый грозой.

 

От страха, бедный, замирает:

Бьют молнии, грохочет гром,

И спелые колосья вырывает

Гроза безжалостно кругом.

 Вивальди Гроза ссылка


 

1 комментарий:

  1. Мое свидетельство Всем привет. Я здесь, чтобы засвидетельствовать, как я получил ссуду от г-на Бенджамина после того, как несколько раз обращался за помощью к различным кредиторам, которые обещали помочь, но так и не дали мне ссуду. Пока мой друг не представил меня г-ну Бенджамину Ли, он пообещал помочь мне, и он действительно сделал, как обещал, без каких-либо задержек. Я никогда не думал, что еще есть надежные кредиторы, пока не встретил г-на Бенджамина Ли, который действительно помог с кредит и изменил мою веру. Я не знаю, нужна ли вам настоящая и срочная ссуда. Не стесняйтесь обращаться к г-ну Бенджамину через WhatsApp + 1-989-394-3740 и его электронную почту: 247officedept@gmail.com, спасибо.

    ОтветитьУдалить