Дистанционное обучение 6 класс 4 четверть


Итоговый урок
Добрый день, ребята.


В течении этого года мы знакомились с разной музыкой. Сегодня у нас заключительный урок, который обобщает весь материал. Давайте вспомним ценность музыки. Музыка – один из видов искусства, который с первых минут жизни человека проникает в его дом с колыбельной песней матери, сопровождает его в течение всей жизни. Мы познакомились с разными областями музыки (от симфонии, оперы до балета), которые были подкреплены многочисленными примерами: с музыкой вы просыпаетесь, идёте в походы, гуляете, поэтому, музыка – это язык, на котором люди хорошо понимают друг друга без всякого перевода.

Открывая для себя мир музыки, мы одновременно узнаём и то, что она полна тайн, что непросто обнаруживает она свои богатства. Это верно, что музыка — общечеловеческий язык, но как порой трудно его понимать! Вот почему понимание музыки требует труда, ведь почти ничто в мире не даётся человеку просто, без усилий. Может быть, только самая простая музыка воспринимается непосредственно, но ведь с годами возникает потребность в чём-то большем, чем нехитрые мелодии и ритмы. Поэтому необходимо больше узнавать об истории музыкальных сочинений, их содержании и жанровом разнообразии, наконец, о средствах музыкальной выразительности.

Не случайно ритм и мелодия, гармония и фактура, тембры и динамика получили такое название — средства выразительности. Они выразительны, потому что способны многое выразить, ведь у музыки нет слов и нет красок, она воздействует только своим звучанием. И звучание это не сплошное: в нём различимы биение ритмов и движение фактуры, красочность тембров и парение мелодии. Выделение этих средств из потока музыкального звучания не искусственное разделение музыки на «элементы», не та «алгебра», о которой писал Пушкин в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери», а необходимый шаг приобщения к музыке, приобщения осознанного и уважительного.

Пусть вас не смущает, что «язык человеческих чувств» может быть рассмотрен сквозь призму его составляющих: ведь музыка, чтобы воздействовать эмоционально, должна быть безупречно организована — не случайно в разделе о ритме говорилось об уподоблении музыки математике. Такая организация отличает любое без исключения настоящее произведение музыки — даже если оно является совсем несложным. Это знают все исполнители и относятся к авторскому замыслу выдающихся произведений необыкновенно бережно. Может быть, они имеют своё собственное, глубоко личное прочтение, но никогда не разрушающее гармоничного единства авторского сочинения.

Сама музыка учит гармонии. Каждый, кто причастен к ней, независимо от того, чем ему приходится заниматься в жизни, уже не способен ни к каким бездушным делам. И когда мы видим безобразные улицы, дома или предметы, то, наверное, правы, если связываем их ущербный облик с какой-то недостаточностью в восприятии мира у тех, кто их создавал. И наоборот, когда что-то радует наш глаз, мы с благодарностью храним в памяти имена создателей этой красоты. Мы и сами становимся лучше, когда мир вокруг нас прекрасен и гармоничен.

Ибо подобное воздействует на подобное: зло умножает зло, а красота создаёт красоту. В этом — извечная мудрость мира, в котором было создано всё: солнце — для света, огонь — для тепла, музыка — для утверждения светлых, высоких начал в человеке. И она делает это — делает по мере сил с тех давних пор, как впервые явилась в нашем мире.



Тайна музыки в том, что она находит
неиссякаемый источник выражения там,
где речь умолкает.

Э. Т. А. Гофман

По законам красоты

Адажио Альбинони

Адажио АльбинониВ искусстве, то есть в разных формах творчества, в которых человек самореализует свою духовность, будь то живопись, музыка, поэзия или нечто-то иное, создано великое множество различных произведений. Однако существуют такие удивительные творения, которые сразу привлекают к себе пристальное внимание, так как заставляют сердце биться быстрее, а душу трепетать. Они, обладая какой-то особой харизмой, не только сразу очаровывают, но и завораживают слушателей и зрителей. К таким восхитительным плодам вдохновения автора смело можно причислить «Адажио соль минор для струнных инструментов и органа» Томазо Альбинони - выдающегося итальянского композитора эпохи барокко. 
Он автор опер, многочисленных сонат, концертов и других самых разнообразных произведений, которые в то время выигрышно отличались от произведений его современников – Арканджело Корелли и Антонио Вивальди.
Томазо Джованни Альбинони
После смерти композитора его личные архивы, большей частью которых были неопубликованные сочинения Альбинони, попали в Саксонскую государственную библиотеку в Дрездене. К большому сожалению, зимой 1945 года во время налёта самолётов союзников и бомбардировок города хранилище библиотеки было разрушено и большая часть фондов уничтожена.
Дрезден 1945 год

В том же году итальянский музыковед, профессор истории музыки Флорентийского университета Ремо Джадзотто решил написать биографию Альбинони и систематизировать его сохранившиеся неопубликованные работы.
Альбиони Адажио в исполнении Лоры Фабиан


  • Адажио является одним из самых популярных произведений «классической музыки» и входит в большинство сборников барочных «хитов». 
  • Произведение использовалось в качестве саундтрека в более чем 30 кинолентах, предпоследним из которых является фильм «Манчестер у моря» (2016 год) - победитель премии «Оскар» сразу в двух номинациях.
  • В 1998 году Сара Брайтман исполнила композицию «Anytime, Anywhere», основанную на музыке Адажио, а через год Лара Фабиан представила свою версию знаменитого произведения на итальянском и английском языках, которая приобрела большую популярность и вошла в репертуар многих вокальных исполнителей.
Обратите внимание, как необходима музыка везде, где требуется выразить глубинную суть содержания, — в кинофильмах, театральных спектаклях, телевизионных передачах. Наивно думать, что это всего лишь фон, который вводится просто для красоты. Присмотревшись внимательно, можно обнаружить, что это важнейший участник единого целого, а иногда и самый главный, без которого всё распадается. Не случайно к участию в создании киномузыки часто приглашались крупнейшие, талантливейшие композиторы: С. Прокофьев, Д. Шостакович, Г. Свиридов, Р. Щедрин, А. Шнитке.

Невозможно представить, например, кинофильм «Александр Невский» без участия музыки С. Прокофьева или фильм «Маленькие трагедии» (по А. Пушкину) без тонких музыкальных иллюстраций, созданных А. Шнитке.
Таких примеров много в киноискусстве.




Музыка сопровождает и телевизионные показы картинных галерей, внося своим звучанием неповторимое ощущение духа времени, проникновенную интонацию повествования о великом и вечном.



1.Как ты думаешь, почему присутствие музыки необходимо в таких видах искусства, как, например, театр или кино? Приведи примеры, подчёркивающие роль музыки в этих видах искусства.
2.Чем созвучны образы музыки Т. Альбинони и произведений живописи, представленные выше?

По законам красоты

«Я верю в существование «чудесного» в сфере музыки» — этими словами начал французский композитор А. Онегге́р последнюю свою статью. Умудрённый опытом музыкант, он и на закате своей жизни не утратил способности восхищаться той бездной чудес, которые открывает нам музыка.
Что же это за чудесное искусство?
Почему оно воздействует на человека, делает его более бескорыстным и благородным, способным преобразовывать мир по законам красоты? Ведь не секрет, что человек, любящий и понимающий прекрасную музыку, не уродует окружающую жизнь, а, наоборот, по мере сил украшает её. Кем бы он ни был — плотником или строителем, поэтом или архитектором, — он не создаёт ни безобразных вещей, ни плохих стихов, ни безликих зданий. Музыка вносит порядок в его душу, и этот порядок властвует затем в создаваемых им повседневных предметах, искусстве, одухотворённом облике городов.
Если задаться вопросом, какие эпохи оставили лучшие памятники, высшие образцы человеческой мысли, то очевидно, что это были времена  р а с ц в е т а  д у х о в н о с т и.


Мост Вздохов. Венеция. Италия

Вот почему и поныне так притягательна для нас старинная музыка. С одной стороны, мы находим в ней ту чистоту помыслов и то величие духа, которые, к сожалению, не всегда сохраняются в современной жизни. С другой — освобождённое от суеты и житейских забот, искусство прежних времён предстаёт перед нами в своём истинном, чистом виде, как средоточие духовных поисков человека. 
Почему же в нелёгком деле воспитания души учёные и педагоги всех времён отдавали первенство музыке, как самой могучей и действенной из всех искусств?
Может быть, потому, что музыка выражает не предметы и явления — для этого у неё нет слов, не их облик и внешние очертания, а именно внутреннюю суть всех вещей, их душу.
Когда мы слушаем музыку, то ищем в ней не простое соответствие образу, но выражение его музыкальной сущности.
Вот пьеса К. Сен-Санса «Лебедь». Её музыка передаёт плавность движений, красоту линий этой красивейшей птицы. Выразил композитор и её характер — величественный и благородный, сумел передать и мягкое скольжение по гладкой поверхности воды.

И это всё?
Нет, здесь только внешнее выражение образа. Именно оно легче всего поддаётся словесным определениям. Однако внутреннюю сущность музыки невозможно передать никакими словами. Об этом ещё Чайковский сказал, что, если бы музыку можно было пересказать словами, она была бы попросту  н е  н у ж н а. И действительно, содержание музыки шире и выше того, что определяется её программным замыслом.

К. Сен-Санс


Так, искусство не просто изображает лебедя, но выражает возвышенно-загадочную сущность этой птицы, в поэтических представлениях людей издавна занимавшей особое место.
Именно лебеди присутствовали при рождении бога всех искусств Аполлона, семь раз облетев остров, на котором он появился на свет. Именно в благодарность лебедям юный Аполлон натянул впоследствии столько струн на свою лиру, сколько раз лебеди воспели его рождение. 


Так искусство приближается к загадке жизни, воплощённой в душе всего существующего. Оно приобретает самоценность и независимость не потому, что «обслуживает» действительность, а потому, что выявляет её глубокий и скрытый смысл.

1. Посмотри видео М.Плисецкая "Лебедь" 
2. Как ты понимаешь слова П. Чайковского о том, что музыку трудно передать словами? Попытайся объяснить на примере пьесы «Лебедь» К. Сен-Санса.


Добрый день, ребята!


Тонкая палитра оттенков


Добрый день, ребята.
 Мы продолжаем знакомиться с одним из самых выразительных средств музыки Динамикой. В переводе с греческого Динамика означает «сила». Это сила, подразумевающая громкость звучания, может быть понята и шире – как сила, воздействующая на человека наряду с другими музыкальными средствами выразительности



Ярким примером изменения динамики может служить Антракт к III действию из оперы Бизе «Кармен», который называется «Утро в горах».
Уже само название определяет характер музыки, рисующей яркую и выразительную картину утреннего горного пейзажа.


Слушая данный фрагмент, мы буквально видим, как первые лучи восходящего солнца нежно касаются высоких вершин гор, как постепенно они опускаются всё ниже и ниже и в момент кульминации как будто заливают своим ослепительным сиянием всё необозримое горное пространство. 

На редкость выразительна сцена летней грозы из IV части Симфонии № 6 Л.Бетховена! Послушайте, как проявляет себя в этом сочинении динамика.
Начинается гроза постепенно. Музыка предельно ясно и наглядно изображает её наступление: хмурится небо, усиливается ветер (литавры), появляются первые капли дождя (пиццикато струнных).  



 Всё это происходит наряду с усилением динамики, подводящей к наивысшей точке разгула природной стихии. Гроза буквально обрушивается: в музыке слышны удары грома, сверкание молний, зримо и осязаемо сгущаются минорные краски. 

«Гроза. Буря» Из Симфонии № 6 Л.Бетховена. Фрагмент.
(слушание)

Постепенный спад бури сопровождается постепенным успокоением в оркестре; гроза удаляется – и лишь отдалённые раскаты грома ещё слышатся в музыке.
Однако и они скоро исчезают: тучи рассеиваются. 

- С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор смог показать просветление? (минор уступает место мажору)

- Что происходит с динамикой? (ослабевает)

- Каким знаком можно обозначить такое изменение динамики?


Вопросы и задания: 

1.       Запиши тему урока в тетрадь.
2. Запомни и запиши обозначения динамических оттенков в тетрадь
3. Сделай анализ произведений "Утро в горах" Бизе и "Гроза. Буря" Бетховена

План по анализу музыкальных произведений
1. Исполнительский состав произведения
2. Какой склад музыки преобладает в данном произведении (гомофонно-гармонический, полифонический)
3. Этническая принадлежность произведения
4. Характер музыкального произведения. Музыкальный образ.
5. Имя композитора и название произведения.
При выполнении задания:
1. Записываем в тетради тему 
2. Ставим номер вопроса, отвечаем
3. При анализе произведения записываем название произведения и имя композитора

На вопросы отвечаем письменно в тетради. Фотографируем, присылаем по электронной почте. Пишем фамилию и класс.
burakova@ekb55.ru

Громкость и тишина в музыке


Добрый день, ребята!

Сегодня мы познакомимся с одним из самых ярких выразительных средств Динамикой.
Не только в музыке, но в поэзии, в прозе, и в интонациях человеческой речи мы можем наблюдать её присутствие. Ведь в любом стихотворении есть свои показатели динамики, позволяющие нам услышать, «тихо» или «громко» оно звучит. 

видео урок Громкость и тишина в музыке





Обратимся к пьесе «Лунный свет» К.Дебюсси.

- Можем ли мы по названию пьесы определить основные динамические оттенки произведения? (пиано)
Эпиграфом к прослушиванию станут строки из стихотворения С.Маллармэ «Явление»:
Луна печалилась. 
Смычками в забытьи
Водили ангелы. 
Из трепетной груди
Виол в тиши цветов 
рождался плач горючий
То белых, как туман, 
то голубых созвучий.

Задание: проследите за изменением силы звучания в пьесе.
Пьеса «Лунный свет» К.Дебюсси (слушание)
Краски, звуки, ароматы, звучащий свет – это мерцание передаётся в музыке Дебюсси как будто на грани мыслимых возможностей.
- Какая картина предстала перед вами при прослушивании?

Пленительная лунная ночь, полная волшебного очарования, таинственная и загадочная, - таков образ этой музыки.
Слушая «Лунный свет», испытываешь впечатление полной зримости лунного света, каждой веточки, каждого сучка на его фоне, каждого еле уловимого шороха.
Всё, что звучит в музыке, напоминает утончённую ажурную ткань, сотканную из нежных динамических оттенков.

- Каких, по-вашему?
- Только ли пиано присутствует в пьесе?

На протяжении всей пьесы господствует «p», но оно постоянно то уходит, то возвращается к «pp» и даже «ppp».
Это едва уловимое колебание передаёт всю красоту очаровательной лунной ночи, наполненной тишиной.

Вопросы и задания: 

1.       Запиши тему урока в тетрадь
2. Где помимо музыки проявляет себя динамика?
3. Прослушай и проанализируй произведение К.Дебюсси "Лунный свет"
Повторить песню "Я хочу чтобы не было войны"


На вопросы отвечаем письменно в тетради. Фотографируем, присылаем по электронной почте. Пишем фамилию и класс.


burakova@ekb55.ru

Соло и тутти

 

Добрый день, ребята! На предыдущем уроке мы узнали лишь о нескольких музыкальных инструментах. Солирующие инструменты ярко обнаруживают свои выразительные возможности, то просто пленяя красотой тембра, то создавая контраст различным оркестровым группам.
         Но чаще всего они участвуют в общем составе симфонического оркестра, где сопоставления и переплетения тембров образуют картину поразительного звукового богатства.

Зайдите по ссылке. Просмотрите видео урок. Выполните упражнения и задачи.  
Соло и тутти ссылка

История симфонического оркестра насчитывает более трех столетия. За это время был постепенно сформирован тот состав инструментов, которым пользуются и современные композиторы.

Современный симфонический оркестр включает четыре группы инструментов:

1.     Струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели, контрабасы);
2.      Деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты, фаготы);
3.      Медные духовые (трубы, валторны, тромбоны, туба);
4.      Ударные и клавишные (литавры, колокольчики, челеста, барабаны, тарелки и т. д).  




Вопросы и задания: 


1.     Что такое соло и тутти?

2.     Какие четыре группы музыкальных инструментов включает симфонический оркестр?

3.     В чем заключена разница звучания между оркестром и отдельными музыкальными инструментами? 

На вопросы отвечаем письменно в тетради. Фотографируем, присылаем по электронной почте. Пишем фамилию и класс.

burakova@ekb55.ru

 

Тембры – музыкальные краски


Музыкальные тембры нередко сравнивают с красками в живописи. Подобно краскам, выражающим цветовое богатство окружающего мира, и многообразие его настроений, музыкальные тембры также передают многоликость мира, его образы и эмоциональные состояния. Поёт ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или переливы арфы - любое из этих звучаний входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки.
Композиторы никогда не создают такую музыку, которая может быть предназначена для любого тембра. Каждое, даже самое маленькое, произведение непременно содержит указание на инструмент, который должен её исполнять.
Каждому музыканту известно, что скрипке присуща особая певучесть, поэтому ей нередко поручаются мелодии плавного, песенного характера.
Вот, например, тема Шехеразады из одноимённой симфонической сюиты Н. Римского-Корсакова. В ней слышится и прелесть волшебной арабской ночи, и нежный голос Шехеразады.

 
 Николай Андреевич Римский-Корсаков



Не менее известна и виртуозность скрипки, её способность исполнять самые стремительные мелодии с необычайной лёгкостью и блеском. Среди примеров подобной роли скрипки - «Полёт Шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой знаменитый полёт. Звук этого полёта, который музыка воспроизводит с изобразительной точностью и огромным остроумием, создаётся мелодией скрипки. Эта мелодия столь стремительна, что у слушателя действительно остаётся впечатление грозного шмелиного жужжания. 

Необыкновенная теплота и выразительность виолончели сближает её интонацию с живым человеческим голосом - глубоким, волнующе-эмоциональным. Поэтому в музыке нередки случаи, когда вокальные произведения звучат в переложении для виолончели, поражая естественностью тембра и дыхания. Яркий пример такого рода – «Вокализ» С. Рахманинова.


 Сергей Васильевич Рахманинов

С. Рахманинов "Вокализ" 
Слово «вокализ» означает вокальную пьесу без слов.
Гениальный «Вокализ» занимает особое место в вокальной лирике Рахманинова. Рахманинов написал «Вокализ» в 1912 году и посвятил его знаменитой певице А. В. Неждановой. «Вокализ» примыкает к романсам композитора, в истоках своих связанным с русской песенностью. Элементы народного песенного стиля органично вливаются здесь в мелодику, отмеченную яркой индивидуальностью.
О связи «Вокализа» с русской протяжной песней говорит широта мелодии, неторопливый и, как кажется, «бесконечный» характер её развития. Музыка столь выразительна, столь содержательна, что композитор счёл возможным отказаться от поэтического текста. «Вокализ» хочется назвать русской «песней без слов».
Там, где требуются лёгкость, изящество и грация, царит флейта. Изысканность и прозрачность тембра в сочетании с присущим ей высоким регистром придают флейте и трогательную выразительность.

 

Иоганн Себастьян Бах
Прелестное Скерцо («Шутка») И. С. Баха из Сюиты № 2 для оркестра - пример такого изящно-юмористического звучания флейты. Щебетание флейты в виртуозной манере такое грациозное и жизнерадостное, что кажется, будто музыка может продолжаться ещё и ещё…
Скерцо - «Шутка» - так переводится это слово. Но это не всегда «смешная» музыка. Название это закрепилось за инструменталь­ными произведениями острого характера, с живыми интонациями и неожиданными музыкаль­ными оборотами.
И.С. Бах "Скерцо" 


Вопросы и задания:
  1. Почему музыкальные тембры можно сравнить с красками в живописи?
  2. Какие особенности отличают звучание скрипки? Расскажите на примере темы «Шехеразады» и «Полёта шмеля» Н. Римского-Корсакова.
  3. С каким тембром можно сравнить звучание виолончели?
  4. Как вы считаете, можно ли мелодию, написанную для одного инструмента, поручить другому? Если да, то назовите варианты таких замен.

 На вопросы отвечаем письменно в тетради. Фотографируем, присылаем по электронной почте. Пишем фамилию и класс.
burakova@ekb55.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий