Дистанционное обучение 7 класс 4 четверть



Итоговый урок

Добрый день ребята. На итоговом уроке вы можете пройти тест и проверить свои знания по музыке.

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и опера «Князь Игорь»


Добрый день, ребята.


Среди великих опер немало таких, что связаны с образами далёкого прошлого, отечественной истории. Ведь отношение к истории - важнейший показатель национальной культуры, истинного и глубокого патриотизма. Это замечательно выразил в одном из своих стихотворений А. Пушкин:

Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как ... пустыня
И как алтарь без божества.



Древнерусское произведение «Слово о полку Игореве» стало основой сюжетной линии в опере Александра Бородина «Князь Игорь». Как и старорусский эпос, сочинение композитора пронизано патриотической идеей русского народа. Это произведение славит собою русскую музыку - Александр Порфирьевич наполнил свое творение героикой славянского народа, былинными и эпическими напевами и чертами. Главные персонажи произведения олицетворяют сущность русской души, ее благородное начало, мужественность, верность и нравственность. Не зря эта опера столь популярна в России: родная земля и ее защитники - восхваляются, бедствия и сложности - воспринимаются с болью, а хорошие события - радуют весь русский люд, включая современного зрителя.
Краткое содержание «Князя Игоря»
опера Князь Игорь
Армия, собранная на Путильевской площади, ждет князя Игоря, чтобы пойти в поход для противостояния половцам. Неожиданно начинает темнеть и наступает солнечное затмение. Народ пугается этого "Божьего знамения" и предлагает Игорю с походом повременить. Князь считает иначе, так как его дело благое и он планирует защитить Русь! Ярославну беспокоит чувство, что все сложится плохо и она молит супруга не идти в бой. Игорь обращается к ее брату, князю Галицкому, прося его проявить заботу к сестре во время своего отсутствия.
Княжеский двор Галицкого. Слуги восхваляют своего князя, а Скула и Ерошка смешат народ. Владимир любит шумные посиделки, только сейчас его это не сильно радует. Ему хочется быть богаче и иметь большую власть. В его мечтах - место князя Игоря. Бражники, во главе которых Скула с Ерошкой, планируют бунт.
Ярославна тревожится, известий от князя и дружины давно не было. Ее предчувствия подтверждаются. К ней подходят девушки и жалуются на Галицкого и его людей, что они многое себе позволяют. Когда появляется брат, княгиня высказывает ему свое недовольство по поводу его поведения. На это Галицкий нагло отвечает, что хочет сместить Игоря. Ярославна приходит в ярость и выгоняет его.
Грустную весть принесли бояре княгине - муж и сын ее в плену, а рать разбили половцы. Опасность вещают колокола - к Путивлю путь держат бойцы хана. Бояре решительны, и считают, что отстоят город!
Во вражеском плену князь Игорь. Ханская дочь Кончаковна вся в мыслях о пленном Владимире, и даже пляски половецких девушек не могут ее развлечь. Кончаковна ждет встречи с сыном князя. С наступлением ночи у влюбленных свидание.
Князь Игорь тоже не спит, слишком тяжело ему признать, что его рать разгромлена, он в плену, а его родину поработят враги. Свобода - его мечта, ведь тогда он воссоздаст войско, разобьет половцев и освободит Русь. Крещеный половчанин Овлур приходит с предложением помощи к Игорю, чтобы тот сбежал, но он не соглашается. Появляется хан Кончак, который уважительно обращается и относится к заключенному, и согласен его простить, и дать свободу, если тот поклянется не поднимать оружие против его людей. Князь же правдиво сообщает, что если освободится, то первым же делом создаст новое войско и продолжит войну с ратью хана.

С большим количеством русских пленников вернулся хан Гзак. Пленные русские сообщают, что Путивль сожжен, матери и жены в горе. Игорь принимает решение бежать. Прямо перед побегом приходит Кончаковна и просит Владимира не бросать ее здесь одну. Владимир колеблется, и отчаявшаяся дочь хана начинает бить тревогу. Овлур с князем быстро скрываются. Армия хана требует погибели Владимиру, но Кончак поступает иначе. Он говорит сыну князя, что теперь Кончаковна его жена.
Ярославна горюет и плачет по мужу. Внезапно на горизонте возникают двое всадников, в одном из которых Ярославна признает своего мужа. Происходит народное величание князя Игоря.



Действующие лица
Голос
Описание
Князь Игорьбас-баритонправитель северских земель, который встал на защиту родины
Ярославнасопрановторая супруга, ждавшая возвращение князя до последнего
Княжич Владимиртенорсын от первой жены князя Игоря, сильно влюблен в дочь хана
Князь Галицкийбас-баритонВладимир, брат Ярославны, желающий занять место князя Игоря
Хан Кончакбасполовецкий вождь, уважительно относящийся к пленному князю
Кончаковнаконтральтодочь Кончака, в будущем жена княжеского сына Владимира
Гзакбез вокалаполовецкий хан, привезший много пленных после похода в Путивль
Овлуртеноркрещёный половчанин, помогающий князю Игорю с побегом
Ерошка и Скулатенор и басдвое гудошников: предатели и трусы









Удивительно, но А.П. Бородин несмотря на то, что сочинил эту известную оперу и явно обладал композиторским талантом, по образованию был химиком и медиком! В его научных трудах свыше 40 работ по химии, и даже одна химическая реакция названа в его честь!
  • Олимпийские игры 2014 года в Сочи, как всегда, не обошлись без оперной музыки во время церемонии открытия, в том числе исполнялся хоровой номер невольниц «Улетай на крыльях ветра».

Рэпер Ворен Джи из Америки и оперная дива Сиссель из Норвегии записали в 1997 г. совместный проект Prince Igor. Хит-парады радиостанций довольно часто объявляли эту песню в победителях. Вариация хорового номера девушек в неволе была исполнена, как припев.


Вопросы и задания:

1. Что позволяет говорить об опере «Князь Игорь» как об эпическом произведении?
2. Перечислите главных героев оперы с указанием певческого голоса.



Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии

Добрый день, ребята.


Ещё один монументальный музыкальный жанр, в котором драматургия охватывает значительное музыкальное пространство, — с и м ф о н и я. Симфония, в отличие от оперы, является чисто инструментальным жанром, поэтому музыкальное развитие представлено в ней не через движение образов и персонажей, а через последовательность и сочетание музыкальных тем. Тема становится средоточием некой мысли, идеи, имеющей музыкальное воплощение, свой собственный характер, мелодический и ритмический рисунок. Умение слышать тему, различать её в общем потоке музыкального движения и означает умение воспринимать и понимать такое сложное и многоо́бразное произведение, каким является симфония. 

Среди композиторов-симфонистов, чьё творчество связано с расцветом этого жанра, особенно велико значение Моцарта. Его перу принадлежит сорок одна симфония. Последняя, Сорок первая, получившая название «Юпитер» за грандиозность замысла и масштаба, является одной из вершин мировой симфонической музыки. По этому поводу напомним, что со времён Древнего Рима Юпитер считался царём всех богов, богом неба, дневного света, грозы. Гордое ощущение силы, значительность образов, охват различных сторон бытия и их грандиозный синтез — так характеризовали «Юпитер-симфонию» её многочисленные исследователи. 

Моцарт Симфония №42 Юпитер. Финал

Прежде всего симфония — не только крупная, но многочастная форма, открывающая возможность для значительного образного и тематического развития. Её четырёхчастная композиция уже сама по себе даёт возможность ввести всевозможные противопоставления, контрасты, столкновения.

 «И горний ангелов полёт, и гад морских подводный ход» — таков поистине грандиозный диапазон образных возможностей симфонии, способной воплотить идею любого масштаба. 

Ещё одним свойством симфонии является присущая ей динамичность. Не только смена частей, почти всегда разнохарактерных, но и смена тем внутри каждой части, развитие этих тем, нередко бурное и драматическое, — таковы особенности жанра симфонии. 

Особый динамизм жанру симфонии придаёт использование в первых и часто в четвёртых частях сонатной формы. Музыкальные темы, звучащие в пределах этой формы, как правило, подвергаются интенсивному развитию. Начальная тема называется главной партией, за ней следует побочная партия. Между ними может быть помещена связующая партия. Обычно главная и побочная партии отличаются по характеру и звучат в разных тональностях. Обе они составляют основу первого раздела сонатной формы — экспози́ции. Далее следует второй раздел — разрабо́тка. Внутри него происходит многообразное развитие тем, звучащих в экспозиции. Третий раздел — репри́за — повторяет экспозицию. Главная и побочная партии звучат в основной (первоначальной) тональности. Нередко сонатную форму завершает дополнительный (четвёртый) раздел — ко́да. 


Вопросы и задания:

1. В чем состоит важное отличие симфонической драматургии от драматургии оперной? 
2. Назови основные разделы сонатной формы.
3. Прослушай финал симфонии Юпитер В.А. Моцарта. Сделай анализ произведения.

План по анализу музыкальных произведений
1. Исполнительский состав произведения
2. Какой склад музыки преобладает в данном произведении (гомофонно-гармонический, полифонический)
3. Этническая принадлежность произведения
4. Характер музыкального произведения. Музыкальный образ.
5. Имя композитора и название произведения.
При выполнении задания:
1. Записываем в тетради тему 
2. Ставим номер вопроса, отвечаем
3. При анализе произведения записываем название произведения и имя композитора 
На вопросы отвечаем письменно в тетради. Фотографируем, присылаем по электронной почте. Пишем фамилию и класс.

burakova@ekb55.ru





Развитие образов и персонажей в оперной драматургии



Если возможности музыкальной драматургии так ярко проявляют себя в маленькой пьесе, то каковы же они в сочинении крупном? Рассмотрим один из самых ярких в драматургическом отношении музыкальных жанров — жанр оперы.
 К опере обращались многие композиторы, жившие в различные эпохи и в разных странах — России и Италии, Австрии и Германии, Франции и Польше. Оперы весёлые и трагические, сказочные и реалистические — все они по-своему отразили человеческие мечты, стремления, раздумья о прошлом, высокие чувства и острые конфликты. 

Из всех музыкальных жанров опера является наиболее объёмным, синтетическим. Она вбирает в себя и литературный сюжет, составляющий основу её содержания, и театральное действие, так как разыгрывается на сцене, и изобразительное искусство, с помощью которого создаются декорации. Но, конечно, главное, что создаёт оперу, — это музыка, звучащая с первых минут оперного спектакля (увертюра или пролог) до его окончания (заключительная сцена или эпилог). 

Музыка господствует в опере, подчиняет себе её действие, определяет развитие образов и характеров, рисует сцены битв и картины природы. Поэтому можно смело сказать, что оперная драматургия определяется прежде всего драматургией музыкальной, то есть образуемой средствами музыки, её выразительными и изобразительными возможностями. 

Обратимся к уже известной по предыдущим классам опере М. Глинки «Жизнь за царя». Посредством танцевальных жанров композитор убедительно воплощает образ поляков — самодовольных захватчиков, кичащихся военными успехами: «Мы скоро покончим с холопской Москвою! Грозою стоим мы над русской землёю». Музыка каждого из танцев — уверенная, торжественная, громкая, с намеренным подчёркиванием резких, победных интонаций.


Глинка. Опера «Иван Сусанин» (Скриншот)

Прослушайте: М. Глинка. Мазурка. Из оперы «Жизнь за царя». II действие. 


 Обратите внимание на нотный пример мазурки. Движение мелодии в нём носит восходящий характер. Примитивная самоуверенность поляков передаётся и через гармонию: так же как и в полонезе. 

В IV действии оперы, в «Сцене в лесу», мазурка звучит вновь. Однако как трансформировано её звучание! Вечер, метель, зимняя стужа, непроходимые снега... Всё дальше в дремучий лес Иван Сусанин ведёт за собой захватчиков, дерзнувших пробраться к стану русских ополченцев. От первоначального блеска мазурки не осталось и следа. Точнее сказать, почти не осталось. Её музыка звучит совсем иначе, искажённо, как тревожное предчувствие врагами своей скорой гибели. Единственное, что связывает такое проведение мазурки с её первоначальным звучанием, — это намеренно сохранённая ритмическая интонация.
 Прослушайте: М. Глинка. «Сцена в лесу». Из оперы «Жизнь за царя». IV 
действие. 


Музыкальные средства образуют процесс развития в опере М. Глинки «Жизнь за царя». Из приведённого примера видно, сколь велики возможности оперы, способной драматургическими средствами показать развитие сюжета и характер героев, исторические события, картины природы и судьбы людей. 

Главным принципом сценической драматургии оперы является контраст. Два центральных образа олицетворяют собой две стороны драматического конфликта.

Вопросы и задания:

1. Какие виды искусства участвуют в создании драматургии оперного спектакля? 
2. Что составляет основу музыкальной драматургии в опере?
3. Прослушайте и сделайте анализ фрагментов из оперы "Жизнь за царя" "Мазурка" из 2 действия и "Сцена в лесу" из 4 действия.

План по анализу музыкальных произведений
1. Исполнительский состав произведения
2. Какой склад музыки преобладает в данном произведении (гомофонно-гармонический, полифонический)
3. Этническая принадлежность произведения
4. Характер музыкального произведения. Музыкальный образ.
5. Имя композитора и название произведения.
При выполнении задания:
1. Записываем в тетради тему 
2. Ставим номер вопроса, отвечаем
3. При анализе произведения записываем название произведения и имя композитора 
На вопросы отвечаем письменно в тетради. Фотографируем, присылаем по электронной почте. Пишем фамилию и класс.

burakova@ekb55.ru

Музыкальный порыв 

Добрый день, ребята.

 В любом музыкальном произведении выражены чувства, переживания, настроения человека. Иногда уже само название пьесы указывает на те или иные настроения. Например, «Тревожная минута», «Раздумье» С. Майкапара, «Ласковая просьба» Г. Свиридова, «Материнские ласки» А. Гречанинова и многие другие. Грусть, радость, нежность, беспокойство, тревога и другие чувства выражены в них. 
Сегодня вы услышите ещё два произведения с подобными «говорящими» названиями.
Первое написал композитор Р. Шуман, второе, С. Прокофьев. Эти имена вам знакомы. Р. Шуман - немецкий композитор, дирижёр, педагог, который жил в прошлом веке. С. Прокофьев - современный русский композитор, пианист, дирижёр. Первая пьеса называется «Порыв», вторая - «Раскаяние». Что такое порыв, как бы вы объясните это слово?



Роберт Шуман

Шуман был ярким выразителем идей романтизма в музыкальном искусстве. «Разум ошибается, чувство — никогда» - таким было его творческое кредо, которому он оставался верен всю свою недолгую жизнь. Такими являются и его произведения, наполненные глубоко личными переживаниями – то светлыми и возвышенными, то мрачными и гнетущими, но предельно искренними в каждой своей ноте.
Биографический фильм о Р.Шумане
Роберт Шуман не назвал свою пьесу «Порыв ветра», а дал ей название «Порыв». Поэтому можно думать, что композитор подразумевал порыв в душе человека - внезапное, сильное, резкое, пылкое проявление какого-то чувства, горячее стремление сделать что-то, воодушевление, подъем или смятение чувств. Порывистость - это внезапная смена настроений человека: устремлённость к чему-то, радость, нежность или гнев. Пьеса «Порыв» входит в сборник Р. Шумана «Фантастические пьесы».
Послушайте пьесу «Порыв» Р. Шумана и скажите, как меняется настроение в ней.
Р.Шуман "Порыв"
Взволнованный, смятенный, бурный, бушующий порыв сменяется то радостным, счастливым, восторженным чувством, то нежностью, лаской, то вновь стремительно и яростно обрушивается шквал звуков.

Сергей Прокофьев – величайший композитор, писавший для детей
А теперь послушаем пьесу русского композитора С. Прокофьева «Раскаяние». Что такое раскаяние?
Если человек понимает, что поступил нехорошо, и сожалеет об этом, раскаивается, чувство вины мучает его, не даёт покоя. 
В пьесе С. Прокофьева «Раскаяние» повторяются похожие интонации, как одна и та же неотвязная мысль. Послушайте.
С.Прокофьев "Раскаяние"
Вопросы и задания:

1. Прослушайте и проанализируйте произведение Шумана "Порыв"
2. Прослушайте и проанализируйте произведение Прокофьева "Раскаяние"
3. Повторите песню Булата Окуджавы "Надежды маленький оркестрик"
(Зайти на страницу "Песни 7 класс)

На вопросы отвечаем письменно в тетради. Фотографируем, присылаем по электронной почте. Пишем фамилию и класс.
burakova@ekb55.ru





Добрый день, ребята. Мы продолжаем тему

 «Музыкальная драматургия»


Зайдите по ссылке. Просмотрите видео урок.

Музыкальная драматургия ссылка

 

Бетховен 

 

Кантата Л. Бетховена  «Ода к Радости», включенная в симфонический цикл, это масштабный гимн человеческого духа. Тема радости излагается в партии бас-солиста. Картина торжества подхватывается звучным хором. Особенно ярко звучит тема «Обнимитесь миллионы!», которая в процессе будет виртуозно с точки зрения полифонии объединена с темой радости.

оркестр и хор исполняют «Симфонию №9» Бетховена 

Бетховен Ода к радости ссылка

 

Вопросы и задания:

1. В финале какой симфонии Бетховену не хватило красок симфонического оркестра и он ввел звучание хора?

2. Прослушайте и проанализируйте в тетради "Оду к радости Л.Бетховена

 На вопросы отвечаем письменно в тетради. Фотографируем, присылаем по электронной почте. Пишем фамилию и класс.
burakova@ekb55.ru


 

 «Музыкальная драматургия.

 Развитие музыки»

 

 Чтобы понять и объяснить любое музыкальное произведение мы убедились, что его содержание неотделимо от формы. Музыкальное произведение всегда представляет собой не застывшую форму, а живой звучащий процесс, движение во времени. 


    Музыкальная драматургия  – отражение музыкальных образов в движении, развитии,      взаимосплетении и борьбе противоречивых начал (противоречий).

Способы развития музыки:

      1.     Повторение, повторы – трехчастная форма (АВА), форма рондо (АВАСАДА), куплетная форма.

      2.     Варьирование – вариационная форма, сонатная форма (разработка, реприза).

        Виды варьирования - секвенция, имитация.

    Секвенция  (от лат следование)– перемещение мотива, повторение последовательности звуков на разной высоте, в восходящем или нисходящем направлении.

Имитация ( от лат. подражание) – повторение темы или мотива в другом голосе музыкального произведения (полифоническое изложение - канон или фуга).





А.Альдорфер. Битва Александра


Й. Моосбруггер. Меерсбург - старый замок

 Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и его частей, логике их развития, особенностях воплощения муз. Образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия.

Главное в музыке, так же, как и в жизни – развитие. Давайте поразмышляем над следующими вопросами:
  • Что происходит с человеком на протяжении нескольких лет жизни?
  • Меняются ли его жизненные пристрастия, музыкальные предпочтения?
  • Как воспринимается одно и то же музыкальное проведение человеком на разных этапах его жизни?
Подобно тому, как год от года меняется внутренний мир человека, так же меняются внутри одного произведения, получая развитие, музыкальные интонации, темы, мелодии.
Эти изменения отражаются в форме музыкального произведения, способах развития музыкального материала.

В пьесе М. Мусоргского «Старый замок» композитор обращается к образу Средневековья – давно ушедшей эпохе, оставившей в память о себе немногие уцелевшие памятники. Именно образ давно отшумевшей эпохи, древних стен, которые когда-то видели трубадуров и воплощается в этой пьесе. Такой образ отрешённости. Вневременности, неподвижности, казалось бы, труднее создать средствами музыки с её вечным движением, развитием. Образ дан в сочетании нескольких статичных по характеру музыкальных деталей. Однообразен музыкальный ритм, гармоническое сопровождение. Основанное на органном пункте. И лишь в мелодии заложены те ноты подлинного страдания и щемящей тоски по ушедшему. Которые составляют суть настроения пьесы. 



Мусоргский "Старый замок" 

Прослушай и сделай анализ произведения в тетради.

Драматургия "Старого замка" организована как звучание в одновременности нескольких различных пластов, статичных лишённых развития. несущих ощущение вечности, вневременности. И на этом фоне звучит мелодия трубадура - единственный пласт, подвергающийся музыкальному развитию и сообщающий музыке пьесы чувство живой, "сегодняшней" печали. В таком драматургическом сочетании как будто происходит слияние времён - давно ушедшего и устремлённого к нему настоящего.


Стихотворение французского поэта Теофиля Готье  «Средневековье» посвящено  старым замкам,  хранящим дух и величие своей эпохи. 

В погоне за стихом, за ускользнувшим словом, 
Я к замкам уходить люблю Средневековым:
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно­сизых крыш,

Угрюмые зубцы на башнях и воротах, Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах, Проемы ниш, куда безвестная рука
Святых и воинов врубила на века, 

Капелла с башенкой – подобьем минарета, 
Аркады гулкие с игрой теней и света;
Мне любы их дворы, поросшие травой, 

Расталкивающей каменья мостовой,
 
 И аист, что парит в сиянии лазурном,
 Описывая круг над флюгером ажурным, И над порталом герб, – на нем изображен.
 Единорог иль лев, орел или грифон; 

Подъемные мосты, глубоких рвов провалы, 
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывая мне…

 И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я Величье рыцарства и блеск Средневековья.
    
 Созвучны ли стихотворение и музыка? В чем их сходство? А в чем различие?


Вопросы и задания:

1. Рассмотри две картины  А.Альдорфер. Битва Александра и Й. Моосбруггер. Меерсбург - старый замок. К какой из них в большей степени подходит определение формы, а к какой - драматургии? 
Аргументируй свой ответ.
2. Что лежит в основе музыкальной драматургии?

 На вопросы отвечаем письменно в тетради. Фотографируем, присылаем по электронной почте. Пишем фамилию и класс.
burakova@ekb55.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий