Словарь музыкальных терминов


Аккорд (ит. accordo, фр. accord - согласие) - созвучие, звучание нескольких (не менее трех) музыкальных тонов, взятых, как правило, одновременно.
Ария (ит. aria - песня) - развитой вокальный эпизод в опере, оратории или кантате, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра
Балет синтетический вид искусства - крупный музыкалъно-хореографический жанр, в котором основным художественным средством является танец, а также пантомима, представляемые на театральной сцене в живописном декоративном оформлении в сопровождении оркестровой музыки. Балет в виде самостоятельных танцевальных сцен является иногда частью оперы.
Баллада (фр. ballade, ит. ballare - танцевать) - первоначально название провансальской (Франция) плясовой песни; затем - литературно-поэтический жанр, связанный с народными преданиями или повествующий о событиях прошлого. С начала XIX века Баллада - обозначение вокальных и инструментальных пьес повествовательного склада.
Баритон (греч. barytono - тяжелозвучный) - мужской голос среднего между басом и тенором регистра; другое название - высокий бас.

Баркарола
Баркарола (от ит. barca - лодка, barcaruola - песня лодочника) - род песни, распространенный в Венеции, а также название вокальных и инструментальных пьес созерцательного певучего характера с плавным, покачивающимся аккомпанементом; размер 6/8. Другое название Баркаролы - гондольера (от ит. gondola - венецианская лодка).

Бас

Бас (ит. basso - низкий, греч. basis - основа) - 1. Самый низкий мужской голос. 2. Общее название низких по регистру оркестровых инструментов (виолончель, контрабас, фагот и т. д.).

Болеро

Болеро (исп. bolero) - испанский танец, известный с конца XVIII века, умеренно быстрого движения, сопровождаемый ударами кастаньет; размер 3/4.


Вальс (фр. valse, нем. Walzer) - танец, происшедший от австрийских, немецких и чешских народных танцев. Вальс танцуется парами в плавном круговом движении; размер 3/4 или 3/8, темп различный - от очень медленного до самого быстрого. Благодаря особым образно-выразительным возможностям Вальс получил с середины XIX века широкое распространение не только как танцевальный и концертный жанр, но и как важная составная часть музыки оперы, балета, симфонии и даже камерных - сольных и ансамблевых произведений.

Вариации (лат. variatio - изменение) - музыкальное произведение, основанное на постепенном изменении изложенной в начале темы, в ходе которого первоначальный образ развивается и обогащается, не теряя своих существенных черт.

Виртуоз

Виртуоз (ит. virtuoso - букв. доблестный, мужественный) - музыкант-исполнитель, в совершенстве владеющий своим инструментом или голосом, легко, с блеском преодолевающий любые технические трудности. Виртуозность - мастерство и техническое совершенство музыкального исполнения. Виртуозная музыка - музыка, изобилующая техническими трудностями, требующая блестящего, эффектного исполнения.

Вокализ

Вокализ (от лат. vox - голос) - музыкальная пьеса для пения без слов, чаще всего представляющая собой учебное упражнение; иногда Вокализ имеет художественное значение.

Вступление

Вступление - начальный раздел, непосредственно вводящий в какую-либо вокальную или инструментальную пьесу, картину или акт музыкально-театрального представления.

Гавот

Гавот (фр. gavotte) - старинный французский танец народного происхождения; впоследствии, с XVII века вошел в придворный обиход, в XVIII веке занял место в танцевальной сюите. Музыка Гавота энергичная, умеренно быстрого движения, размер 4/4 с характерным двухчетвертным затактом.

Гармония

Гармония (греч harmonia - соразмерность, согласованность) - 
1. Одно из выразительных средств музыкального искусства, связанное с аккордовыми сочетаниями тонов и их последованиями, сопровождающими основную мелодию. 
2. Наука об аккордах, их движении и связях. 3. Название отдельных аккордовых звукосочетаний при характеристике их выразительности («жесткая гармония», «светлая гармония» и т. д.). 4. Общее обозначение круга аккордовых средств, характерных для того или иного произведения, композитора, музыкального стиля («гармония Мусоргского», «романтическая гармония» и т. д.).

Гимн

Гимн (греч. hymnos) - торжественное хвалебное песнопение.

Гусли

Гусли (от древнерусск. гусель - струна) - старинный русский народный инструмент, представляющий собой полый плоский ящик, на котором натянуты металлические струны. Игрой на Гуслях обычно сопровождалось исполнение былин. Исполнитель на Гуслях - гусляр.

Деревянные духовые инструменты

Деревянные духовые инструменты - общее название группы инструментов, в которую входят флейта (с разновидностями флейта-пикколо и альтовая флейта), гобой (с разновидностью альтовый гобой, или английский рожок), кларнет (с разновидностями кларнет-пикколо и бас-кларнет), фагот (с разновидностью контрафагот). Деревянные духовые инструменты используются также в духовых оркестрах, различных камерных ансамблях и как солирующие инструменты. В оркестровой партитуре группа Деревянных духовых инструментов занимает верхние строчки, размещаясь в указанном выше порядке.

Динамика (от греч. dynamikos - силовой) - 1. Сила, громкость звучания. 2. Обозначение степени напряженности, действенной устремленности музыкального повествования («динамика развития»).
P P –пианиссимо очень тихо
P -пиано тихо
mp – меццо форте
Mf –меццо форте
F –форте громко
Ff фортиссимо очень громко


Драматургия музыкальная - совокупность принципов построения и развития музыки оперы, балета, симфонии и т. п. с целью наиболее логичного, последовательного и действенного воплощения избранного сюжета, идейного замысла.

Духовой оркестр

Духовой оркестр - оркестр, состоящий из медных и деревянных духовых и ударных инструментов. Духовой оркестр отличается мощной, яркой звучностью.

Духовые инструменты

Духовые инструменты - инструменты, различные по форме, величине и материалу, представляющие собой трубку или набор трубок, которые звучат благодаря колебаниям заключенного в них столба воздуха. По материалу и способу звукоизвлечения Духовые инструменты разделяются на медные и деревянные духовые инструменты. К числу Духовых инструментов принадлежит также орган.

Дуэт

Дуэт (от. лат. duo - два) - оперный или камерный ансамбль двух участников.

Жанр

Жанр (фр. genre - тип, манера) - 1. Вид музыкального произведения, определяемый по различным признакам: по характеру тематики (например, Жанр эпический, комический), природе сюжета (например, Жанр исторический, мифологический), составу исполнителей (например, Жанр - оперный, балетный, симфонический, вокальный, инструментальный), обстоятельствам исполнения (например, Жанр концертный, камерный, бытовой), особенностям формы (например, Жанр романса, песни, инструментальной или оркестровой миниатюры) и т. д. 2. Жанровый (в музыке) - связанный с характерными чертами народных бытовых музыкальных жанров. 3. Жанровая сцена - бытовая сцена.

Импровизация

Импровизация (от лат. improvisus - непредвиденный, нечаянный) - творчество в процессе исполнения, без предварительной подготовки, по вдохновению; также характеристика определенного рода музыкальных произведений или их отдельных эпизодов, отличающихся прихотливой свободой изложения.
 Канон - (гр. kanon — норма, образец, правило) — 1. Многоголосное про­изведение, в котором все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно, с опозданием. Первый голос называется пропостой, остальные голоса, повторяющие пропосту, называются рис­постами.

Камерная музыка

Камерная музыка (от ит. camera - комната) - музыка для солирующих инструментов или голосов, небольшие ансамбли, предназначенные для исполнения в небольших концертных залах.

Квартет

Квартет (от лат. quartus - четвертый) - оперно-вокальный или инструментальный (чаще всего струнный) ансамбль четырех участников.

Квинтет

Квинтет (от лат. quintus - пятый) - оперно-вокальный или инструментальный ансамбль пяти участников.

Кода

Кода (ит. coda - хвост, конец) - заключительный раздел музыкального произведения, обычно энергичного, стремительного характера, утверждающий его основную идею, господствующий образ.

Композитор

Композитор (лат. compositor - сочинитель, составитель, создатель) - автор музыкального произведения.

Концерт

Концерт (от лат. concertare - состязаться, ит. concerto - согласие) - 1. Публичное исполнение музыкальных произведений. 2. Большое, обычно трехчастное, произведение для солирующего инструмента с оркестром, блестящее, эффектное, обладающее развитыми элементами виртуозности, в некоторых случаях приближающееся по богатству и значительности идейно-художественного содержания к симфонии.

Кульминация

Кульминация (от лат. culmen - верх, вершина) - момент высшего напряжения в музыкальном развитии.

Либретто

Либретто (ит. libretto - тетрадка, книжечка) - полный литературный текст оперы, оперетты; словесное изложение содержания балета. Автор Либретто - либреттист.

Мелодия (греч. melodia - пение песни от melos - песнь и ode - пение) - основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности.

Менуэт (фр. menuet) - старинный французский танец, первоначально народного происхождения, в XVII веке - придворный танец, в конце XVIII века введен в симфонический цикл. Менуэт отличается плавностью и грациозностью движений; размер 3/4.

Меццо-сопрано

Меццо-сопрано (от ит. mezzo - срединный и soprano) - женский голос, по регистру занимающий промежуточное положение между сопрано и контральто. меццосопрано в хоре - то же, что альт.

Мотив

Мотив (от ит. motivo - повод, побуждение, и лат. motus - движение) - 1. Часть мелодии, имеющая самостоятельное выразительное значение; группа звуков мелодия, объединенная вокруг одного акцента - ударения. 2. В общераспространенном значении - напев, мелодия.

Ноктюрн

Ноктюрн (фр. nocturne - ночной) - распространившееся в XIX веке название сравнительно небольших инструментальных (редко - вокальных) пьес лирически-созерцательного характера с выразительной певучей мелодией.

Опера

Опера - синтетический вид  искусства, включающий  пение и танцы, сопровождаемые оркестровой музыкой, драматическое действие, а также живописно-декоративное оформление.
Оперное произведение слагается из сольных эпизодов - арий, речитативов, а также ансамблей, хоров, балетных сцен, самостоятельных оркестровых номеров (см. увертюра, антракт, интродукция). Опера делится на акты и картины. Как самостоятельный жанр Опера распространилась в Европе в XVII веке, в России - с середины XVIII века. Дальнейшее развитие привело к образованию различных национальных стилей и идейно-художественных типов оперного искусства (см. О. большая французская, Опера-буффа, Опера комическая, Опера лирико-драматическая, Опера лирическая французская, Опера нищих, Опера-сериа, Опера эпическая, зингшпиль, музыкальная драма, оперетта). В итоге многообразного исторического развития Опера стала наиболее демократичным жанром среди сложных монументальных жанров музыкального искусства.

Оперетта

Оперетта (ит. operetta - маленькая опера) - театральное представление, сочетающее пение и танцы в сопровождении оркестра с разговорными сценами, ведущее свое происхождение от комической оперы XVIII века. Европейской Оперетте XIX века свойственно обилие комедийных положений сатирического либо чисто развлекательного характера. В советском музыкально-театральном искусстве Оперетта чаще именуется музыкальной комедией.

Оратория

Оратория (от лат. oratoria - красноречие) - крупный вокально-симфонический жанр музыкального искусства, произведения которого предназначены для исполнения хором, солистами-певцами и оркестром. В основе Оратории лежит определенный сюжет, обобщенно повествующий об исторических или легендарных событиях народной жизни, обычно обладающий возвышенной, героической окраской. Сюжет Оратории воплощается в ряде завершенных сольных, хоровых и оркестровых номеров, иногда разделяемых речитативами.

Орган

Орган (от греч. organon - инструмент, орудие) - самый крупный из современных музыкальных инструментов, существовавший и совершенствовавшийся на протяжении многих веков. Орган представляет собой систему труб, звучащих благодаря вдуванию в них струи воздуха, производимому механическим способом. Наличие труб различных размеров и формы позволяет извлекать звуки различной высоты и тембра. Управление Органом осуществляется при помощи клавиатур, ручных (мануалы, доходящие числом до трех) и ножной (педаль), а также многочисленных переключателей регистров. По мощи и красочному богатству звучания Орган соперничает с симфоническим оркестром.

Оркестр

Оркестр (от греч. orchestra - в древнегреческом театре место перед сценой, на котором размещался хор) - многочисленный коллектив музыкантов-исполнителей, предназначенный для совместного исполнения музыкальных произведений. В отличие от ансамбля, некоторые партии в Оркестре исполняются одновременно несколькими музыкантами наподобие одноголосного хора. По составу инструментов Оркестры разделяются на симфонические оркестры, духовые, народных инструментов, эстрадные, джазовые и др. оркестры. Оперный Оркестр, так же как симфонический, состоит из четырех основных групп инструментов - групп деревянных духовых, медных духовых, ударных, струнных смычковых, а также включает некоторые единичные инструменты, не входящие ни в одну из групп (арфа, изредка фортепиано, гитара и др.).

Партитура

Партитура (ит. partitura - деление, распределение) - нотная запись ансамблевой, оркестровой, оперной, ораториально-кантатной и пр. музыки, требующей многих исполнителей. Число строк Партитуры определяется количеством входящих в нее партий - инструментальных, сольно-вокальных и хоровых, которые располагаются в определенном порядке.

Песня

Песня - основной вокальный жанр народного музыкального творчества и родственный ему по характеру жанр вокальной музыки вообще. Для Песни характерно наличие ясной, выпуклой, выразительной и стройной мелодии, обладающей обобщенным образно-эмоциональным содержанием, воплощающей чувства и мысли не отдельного человека, а народа. Совокупность этих черт входит в понятие песенности как особого средства музыкальной выразительности, особого склада музыкального мышления.
В узком смысле Песня - небольшая вокальная пьеса с сопровождением или без него, отличающаяся простотой и мелодически выразительной напевностью, обычно в куплетной форме, а также инструментальная пьеса аналогичного размера и характера.

Подголосок

Подголосок - более или менее самостоятельная мелодия, сопровождающая в многоголосной музыке основной напев. Наличие развитых Подголосков - характерная особенность русской народной хоровой музыки.

Полифония

Полифония (от греч. poly - много и phone - голос, букв, многоголосие) - 1. Одновременное сочетание двух или нескольких независимых мелодий, обладающих самостоятельным выразительным значением. 2. Наука о музыке полифонического склада, то же, что контрапункт.

Прелюдия

Прелюдия, прелюд (от лат. prae - перед и ludus - игра) - 1. Вступление, введение к пьесе или завершенному музыкальному эпизоду, сцене оперы, балета и т. д. 2. Распространенное наименование небольших инструментальных пьес различного содержания, характера и построения.

Развитие музыкальное

Развитие музыкальное - движение музыкальных образов, их изменения, столкновения, взаимопереходы, отражающие процессы, которые протекают в душевной жизни человека или героя музыкально-театрального представления, а также в окружающей реальной действительности. Развитие музыкальное - важный фактор музыкальной драматургии, направляющий внимание слушателя на наиболее существенные части повествования. Развитие музыкальное осуществляется с помощью разнообразных композиционных и выразительных приемов; в нем участвуют все средства музыкальной выразительности.

Реквием

Реквием (от лат. requiem - покой) - монументальное произведение для хора, солистов-певцов и оркестра. Первоначально Реквием - траурная католическая месса. Впоследствии, в творчестве Моцарта, Берлиоза, Верди, Реквием утратил ритуально-религиозный характер, превратившись в драматичный, философски значительный музыкальный жанр, одушевленный глубокими общечеловеческими чувствами и большими мыслями.

Ритм

Ритм (от. греч. rythmos - мерное течение) - организация музыкального движения во времени, периодическое чередование и соотношение сильных и слабых долей. Периодически повторяющаяся группа сильных и слабых долей называется тактом. Число долей в такте называется тактовым размером. Ритм - важное выразительное средство музыкального искусства, достигающее особого богатства и разнообразия в танцевальной музыке, связанной с пластикой движения человеческого тела.

Романс

Романс (фр. romance) - сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением, характеризуемая интимным строем чувств, индивидуализированным содержанием, особой тонкостью и выразительным разнообразием аккомпанемента. Вокальная мелодия Романса нередко включает элементы речитатива.

Рондо

Рондо (фр. rondeau от ronde - круглая, название старинной французской хоровой песни) - форма построения музыкальной пьесы, состоящая из нескольких (не менее трех) контрастных эпизодов, разделяемых периодически возвращающимся первым эпизодом (рефреном).

Симфония

Симфония (от греч. symphonia - созвучие) - монументальное произведение для оркестра, жанр которого сложился во 2-й половине XVIII века. Симфония, как правило, состоит из четырех больших разнохарактерных, контрастных частей, в которых отражается широкий круг жизненных явлений, воплощается богатство настроений и конфликтов. Первая часть Симфонии обычно имеет конфликтно-драматический характер и выдержана в быстром движении; иногда ей предшествует медленное вступление. Вторая - лирическая распевная, проникнутая настроениями раздумья. Третья - менуэт, скерцо или вальс - в оживленном танцевальном движении. Четвертая - финал, наиболее быстрая, часто праздничного, приподнятого характера. Однако встречаются и иные принципы построения. Совокупность частей, объединенных общей поэтической идеей, образует симфонический цикл.

Скерцо

Скерцо (ит. scherzo - шутка) - небольшое инструментальное или оркестровое произведение живого, задорного характера, обладающее острым, четким ритмом, иногда приобретающее драматическую окраску. С начала XIX века Скерцо вошло в симфонический цикл, заняв в нем место менуэта.

Соло

Соло (ит. solo - один, единственный) - самостоятельное выступление одного исполнителя с целой пьесой или в отдельном ее эпизоде, если пьеса написана для ансамбля или оркестра. Исполнитель Соло - солист.

Соната

Соната (от ит. sonare - звучать) - 1. В XVII веке - название любого инструментального произведения, в отличие от вокального. 2. С XVIII века - название произведения для одного или двух инструментов, состоящего из трех или четырех частей определенного характера, которые образуют сонатный цикл, в общих чертах аналогичный симфоническому.

Сопрано

Сопрано (от ит. sopra - наверху, выше) - самый высокий женский голос. Сопрано подразделяется на колоратурное, лирическое и драматическое.

Сюита

Сюита (фр. suite - ряд, последовательность) - название многочастного циклического произведения, в котором части сопоставляются по принципу контраста и обладают менее тесной внутренней идейно-художественной связью, нежели в симфоническом цикле. Обычно Сюита представляет собой ряд танцев или описательно-иллюстративных пьес программного характера, а иногда - извлечение из крупного музыкально-драматического произведения (оперы, балета, оперетты, кинофильма).

Тарантелла

Тарантелла (ит. tarantella) - очень быстрый, темпераментный итальянский народный танец; размер 6/8.

Тема музыкальная

Тема музыкальная (греч. thema - предмет рассказа) - основная, подлежащая развитию музыкальная мысль, выраженная в сравнительно небольшой завершенной, рельефной, ярко выразительной и запоминающейся мелодии (см. также лейтмотив).

Тембр

Тембр (фр. timbre) - специфическое качество, характерная окраска звука голоса или инструмента.

Темп

Темп (от ит. tempo - время) - скорость исполнения и характер движения в музыкальном произведении. Темп обозначается словами: очень медленно - ларго (largo), медленно - адажио (adagio), спокойно, плавно - анданте (andante), умеренно быстро - модерато (moderato), быстро - аллегро (allegro), очень быстро - престо (presto). Иногда Темп определяется ссылкой на общеизвестный характер движения: «в темпе вальса», «в темпе марша». С середины XIX века Темп обозначается также по метроному, где цифра соответствует числу указанных длительностей в минуту. Словесное обозначение Темп часто служит названием пьесы или отдельных ее частей, не имеющих заглавия (напр., названия частей в сонатном цикле - allegro, andante и т. д., балетные adagio и др.).

Тенор

Тенор (от лат. tenere - держать, направлять) - высокий мужской голос. Тенор подразделяется на лирический и драматический.

Терцет

Терцет (от лат. tertius - третий) - оперно-вокальный ансамбль трех участников. Другое наименование Терцет - трио, используется также для обозначения инструментальных ансамблей с тем же числом исполнителей.

Трио

Трио (ит. trio от tre - три) - 1. В вокальной музыке то же, что терцет. 2. Инструментальный ансамбль трех исполнителей. 3. Средний раздел в марше, вальсе, менуэте, скерцо более плавного и певучего характера; это значение термина возникло в старинной инструментальной музыке, в произведениях которой средний раздел исполнялся тремя инструментами.

Увертюра

Увертюра (фр. ouverture - открытие, начало) - 1. Оркестровая пьеса, исполняемая перед началом оперы или балета, обычно основанная на темах произведения, которому она предшествует, и сжато воплощающая его главную идею. 2. Название самостоятельного одночастного оркестрового произведения, часто относящегося к программной музыке.

Фактура

Фактура (лат. factura - букв. деление, обработка) - строение звуковой ткани музыкального произведения, включающей мелодию, сопровождающие ее подголоски или полифонические голоса, аккомпанемент и т. д.

Фантазия

Фантазия (греч. phantasia - воображение, вообще вымысел, выдумка) - виртуозное произведение свободной формы. 1. В XVII веке импровизационного характера вступление к фуге или сонате. 2. Виртуозное сочинение на темы какой-либо оперы, то же, что транскрипция (лат. transcriptio - переписывание) или парафраза (от греч. paraphrasis - описание, пересказ, перефразировка). 3. Инструментальное произведение, отличающееся причудливым, фантастическим характером музыки.

Форма музыкальная

Форма музыкальная (лат. forma - внешний вид, очертания) - 1. Средства воплощения идейно-образного содержания, включающие мелодию, гармонию, полифонию, ритм, динамику, тембр, фактуру, а также композиционные принципы построения или Форма в узком значении. 2. Форма музыкальная в узком значении - исторически сложившиеся и развившиеся закономерности строения музыкальных произведений, схемы расположения и взаимоотношения частей и разделов, определяющие общие контуры музыкального произведения. Наиболее распространенными являются Форма трехчастная, куплетная, вариационная, рондо, сонатная, а также Форма построения сюитного, сонатного и симфонического циклов.

Фольклор

Фольклор (от. англ. folk - народ и lore - учение, наука) - совокупность произведений устного литературного и музыкального народного творчества.

Фортепиано

Фортепиано (от ит. forte-piano - громко-тихо) - общее название клавишного струнного инструмента (рояль, пианино), позволяющего, в отличие от его предшественников - клавесина, чембало, клавикорда, получать звуки различной силы. Широта звукового диапазона и динамики, выразительность и красочное разнообразие звучания, большие виртуозно-технические возможности сделали Фортепиано преимущественно сольным и концертирующим инструментом, а также участником многих камерно-инструментальных ансамблей.

Фуга

Фуга (ит. и лат. fuga - бег) - одночастное произведение, представляющее собой полифоническое изложение и последующее развитие одной мелодии, темы.

Хабанера

Хабанера (исп. habanera - букв, гаванская, от Гавана) - испанская народная песня-танец, отличающаяся сдержанным четким ритмом; размер 2/4.

Хорал

Хорал (от греч. choros) - 1. Церковное хоровое пение на религиозный текст, распространенное в средние века. 2. Хоровое или иное произведение или эпизод, основанные на равномерном неторопливом движении аккордами, отличающиеся возвышенно-созерцательным характером.

Цикл музыкальный

Цикл музыкальный (от греч. kyklos - круг, кругооборот) - совокупность частей многочастного произведения, следующих друг за другом в определенном порядке. В основе музыкального цикла лежит принцип контраста. Главные разновидности - сонатно-симфонический Цикл, сюитный Цикл; к числу циклических принадлежат также формы мессы и реквиема.

Элегия

Элегия (греч. elegia от elegos - жалоба) - пьеса печального, задумчивого характера.


Комментариев нет:

Отправить комментарий