Чем больше
узнаёшь музыку, тем больше удивляешься - сколько в ней повторяющихся тем,
сюжетов, образов. Как в жизни отдельного человека, так и в жизни всего
человечества не бывает ничего лишнего, устаревшего, изжившего себя.
По-прежнему,
как и в старые времена, поёт в произведениях композиторов волшебная лира Орфея,
происходят сказочные чудеса, вновь и вновь возрождаются древние молитвы.
Над ними
время не властно: здесь нет забвения, здесь царствует вечность. И
примечательно, что на заре цивилизации, в античной Греции, фантазия людей
поставила у истоков всех искусств Мнемозину – богиню памяти.
Существует
даже такое предание: вблизи пещеры Трофония (предсказателя человеческих судеб)
находились два источника, имеющие названия Лета и Мнемозина. Испивший из
первого источника забывал свою жизнь и её тяготы, испивший из второго запоминал
всё, что видел и слышал.
Лета и
Мнемозина – также имена греческих богинь: богиня забвения Лета, уносит
воспоминания о земном и преходящем; богиня памяти Мнемозина даёт человеку
великую созидательную силу – увековечить каждое мгновение жизни.
Именно
Мнемозина стала матерью всех девяти муз, покровительствующих искусствам,
передав им в наследство самую поразительную способность, отличающую искусства и
поныне. Это способность наделять бессмертием всё, к чему они прикасаются.
Контуры
зверей, начертанные в первобытных пещерах, и лучезарные города – памятники
Греции и Италии, полотна живописцев, дающие панораму лиц, костюмов и обычаев, и
пламенные стихи, запечатлевшие живой жар сердца какого-нибудь неведомого нам
средневекового рыцаря, – всё это неисчислимые чудеса, подаренные нам
искусством.
Ушли в
небытие столетия, люди и их дела, угасли страсти, но неповторимое ощущение
времени, в котором нам не довелось жить, но которое мы помним самой главной
памятью, данной человеку, – памятью души.
Послушайте
пьесу «Старый замок» М. Мусоргского из известного вам цикла «Картинки с
выставки».
М.П. Мусоргский "Старый замок"
Образ
средневековой старины дан как воспоминание об ушедшем мире, над которым уже не
властно время. Состояние вневременности, вечности передано в музыке с особой
статичностью всех её выразительных средств: однообразием ритма, органным
пунктом – выдержанной нотой в басу, сохраняющейся на протяжении всей пьесы,
несколько отстранённой, уже словно бы внеземной мелодией, звучащей как
печальная песня трубадура.
Однако эта
музыка, явившаяся к нам подобно призраку, как будто из другого мира, вызывает у
слушателя живое сожаление об ушедших временах с их рыцарями и прекрасными
дамами, величественными замками и чудесными песнями. И именно в сегодняшнем,
тёплом эмоциональном переживании заключено главное доказательство того, что
искусство несёт в себе не механическую память, а именно душу времени.
Прикосновение к этой душе, как к великой загадке, вновь и вновь вдохновляет
поэтов и музыкантов, и они обращаются к вечным темам и образам, «примеряя» их к
современности.
Вот почему и
сейчас музыканты по всей России собирают исчезающие крупицы народной музыки,
запечатлевшие в себе память ушедших веков, создают музыкальные коллективы,
возрождающие исполнение забытых духовных песнопений, когда-то составлявших
неотъемлемую часть жизни русского человека. Композиторы все чаще обращаются к
древним пластам культуры, вводя в свои композиции мелодии, звучавшие много
веков назад.
Так столетия
ведут свой неторопливый разговор. Это разговор равных: ведь в искусстве, в
отличие от других видов деятельности, нет примитивных эпох. Каждая дала свои
образцы непревзойдённой силы и величия: и блистательная АНТИЧНОСТЬ, и озарённое
духовностью СРЕДНЕВЕКОВЬЕ, и любознательное ВОЗРОЖДЕНИЕ, и гармоничный
КЛАССИЦИЗМ, и мечтательный РОМАНТИЗМ. Есть своё величие и у МУЗЫКИ ХХI ВЕКА,
ещё пока не имеющей собственного названия, кроме - СОВРЕМЕННОСТЬ.
Э. Гау. Павильонный зал. Государвственный Эрмитаж.
Акварель (КЛАССИЦИЗМ)
Человечеству,
как и отдельному человеку, нужна вся музыка - и та, что звучит сегодня, и та,
что создавалась в предшествующие века.
Чем больше
«миров» открыл для себя человек в искусстве, тем более яркими гранями
раскрывается перед ним жизнь. Ведь в сотни раз богаче и драгоценнее каждый её
миг, если он озарён светом любви и восхищения всех воспевших его в своих стихах
и своих песнях.
Вопросы и
задания:
Каким
предстаёт старый замок в пьесе М. Мусоргского? Какие средства музыкальной
выразительности участвуют в создании музыкального образа?
Можно ли
сказать, что прошедшие столетия живут в памяти людей?
Назовите
главнейшие культурные эпохи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий