Тема года
«Традиции и
современность в музыке»
Урок 1.
Музыка «старая» и «новая»
«Музыка своей
мелодией доводит нас до
самого
края вечности и дает нам
возможность в течение
нескольких
минут постичь ее величие».
Томас Карлейль, британский писатель,
публицист, историк.
Музыка – самое древнее из искусств.
Нет смысла спорить с тем,
что явно, очевидно: изменяется человек, изменяется и жизнь вокруг него.
Впрочем, бесспорно и
другое: не всё в жизни подвластно изменениям. В ней много есть такого, что
неизменно повторяется из века в век. Рассветы и закаты, радости и страдания,
добрые и злые дела, поиски истины, стремление к свету... Никакой прогресс не
властен над такими вечными, как мир, явлениями: не в силах он их ни изменить,
ни отменить.
Андрей Алексеевич Шишкин. «Заря – Заряница».
Именно из этих — вечных —
начал берет свои истоки искусство. Оно зарождалось тогда, когда человека
пленяло обаяние весеннего дня или очарование лунной ночи; когда душа, согретая
пробуждающейся любовью, раскрывалась навстречу теплому миру; оно бывало подчас
единственной поддержкой и утешением в дни глубокого горя.
Архип Иванович Куинджи «Дарьяльское ущелье.
Лунная ночь».
Поэтому история искусства
так мало похожа на историю других человеческих дел: в ней нет своего «музея
старых вещей», ставших ненужными только потому, что на смену им пришли новые,
более совершенные вещи. Даже, наоборот: в искусстве разных веков есть
произведения, подобные вершинам, — их не удалось превзойти никому.
Французский композитор К. Дебюсси
Послушайте произведение К. Дебюсси «Мелодия слёз».
К.Дебюсси "Мелодия слёз" ссылка
Да и само понятие
«история» в искусстве носит скорее условный характер: ведь нельзя достоверно
судить о том, что тянется к нам из глубины далеких веков, что пришло в мир
вместе с самим человеком.
Есть у Бориса Пастернака
такие строки:
«Так начинают. Года в два
От мамки рвутся в тьму
мелодий,
Щебечут, свищут, — а
слова
Являются о третьем годе».
Эти строки — о музыке, о
том, что она является человеку прежде других искусств; смысл их очень глубок.
Они как бы обозначают
«возраст» различных видов искусства, исходя из природы самого человека. И если
верна теория, что периоды становления всего человечества подобны периодам
взросления отдельного человека, то можно предположить, что из всех искусств
музыка — самая древняя, что только она была способна выразить человеческие
чувства до того, как он научился выражать их в слове или рисунке.
Как звучала она, эта
первая музыка?
Была ли похожа на наши
младенческие песни, такие одинаковые, в каком бы уголке мира они ни звучали?
Или в ней было что-то от мерного и тихого звучания колыбельных, которые матери
всех времен пели в ритме собственного дыхания, собственного сердца? А может
быть, ее отзвуки слышны в веселых плясках крестьян, празднующих богатый урожай
или удачную охоту?
Во всем этом — неразгаданная тайна, которая, подобно многим другим тайнам музыки, едва ли когда-нибудь откроется нам во всем своем богатстве.
Послушайте произведение И. С. Бах.
Кантата (Колыбельная).
И.С.Бах Кантата. Колыбельная ссылка
Однако на некоторые ее
загадки мы постараемся найти ответы в нашем учебнике. Его главная тема —
«Традиция и современность в музыке» — как раз и задумана с целью ответить на
некоторые важные вопросы музыкального искусства.
Почему нам может быть так
близка «старая» музыка? Почему порой она даже кажется нам более понятной, чем
многое из того, что создается в наши дни?
Почему музыканты снова и
снова обращаются к традиции?
И чему может научиться у
музыки современный человек?
Олег Зеликов «Дуэт».
Отвечая на эти вопросы, мы еще раз увидим: музыка не замыкается сама в себе, она открывает нам путь в иные области понимания — человеческой жизни, ее смысла, места человека в мире. Мы увидим, что музыка не только выражает чувства, но и воздействует на душу, она порождает такие силы, какие без ее помощи, возможно, никогда бы не возникли. Мы увидим также и то, что настоящая музыка не бывает «старой», она по-прежнему, как и в былые времена, созвучна душе человека, будто бы в ней, как в каждой душе, заключена великая и непостижимая для нас тайна бессмертия.
Послушайте произведение Ф. Шопен. Ноктюрн № 2 ми-бемоль (опус 9).
Комментариев нет:
Отправить комментарий