Во второй половине 19 века в европейском искусстве появляется направление «Импрессионизм».
В 1874 году в Париже произошло событие, которое надолго заставило говорить о себе- выставка молодых художников – импрессионистов, где были выставлены необычные картины. Одна из них - работа К. Моне “Впечатление. Восходящее солнце” (impression – с французского «впечатление»). Критик Леруа в своём сатирическом отчёте иронически повторил это слово по отношению к участникам выставки: Эдгару Дега, Полю Гогену, Эдуарду Мане …и высмеял их , назвав мазилами- «впечатленщиками».
Отсюда
и пошло это название целого течения, которое было увековечено в истории
культуры.
Подбор
красок, расплывчатость, внимание к фактуре мазков, аля-прима,
т.е. «пишу быстро, мгновенно»- красота мига, новая живописная техника письма,
работали на открытом воздухе – они полностью обновили живописный язык . Во всём
окружающем находили красоту и жизнеутверждающее начало. Импрессионизм - это
живопись впечатлений, моментов. «Вы, может быть, не любите эту живопись, но вы
ее полюбите” - так очертил путь импрессионизма сам Мане еще в 1877 г.
К.
Моне «Впечатление. Восходящее солнце»
К. Моне «Река в Аржантёе
В. Ван Гог «Море в Сен- Мари»
Создание многих пейзажных образов принадлежит композиторам-импрессионистам - Клоду Дебюсси и Морису Равелю.
Музыкальный пейзаж у импрессионистов - это прежде всего красочность, зримость, живописность.
Живописность присутствует уже в названиях из произведений: "Лунный свет", "Игра воды", "Облака", "Туманы".
Музыка импрессионистов передаёт не только краски, но и тончайшие, изменчивые оттенки цвета. Такие возможности музыки очень близки живописи импрессионистов. Может быть, никогда ещё два искусства не были так созвучны друг другу.
Главное в произведениях К. Дебюсси и М. Равеля - отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые дарит нам окружающий мир. Эти впечатления могут быть навеяны и мифологическими персонажами, и древними памятниками, но чаще всего - бесконечно разнообразными картинами природы.
Клод Дебюсси
К. Дебюсси "Облака" жми ссылку
Эта музыка - воплощение стихии воздуха, пространства высокого неба. Её звучание отличается спокойствием, созерцательностью. Главное место в пьесе занимает "тема облаков" - короткий мотив, исполняемый английским рожком. В его голосе нет земного тепла: так "звучит высота".
Морис Равель
М. Равель "Игра воды" жми ссылку
В фортепианной пьесе "Игра воды" явно слышны переливы искрящихся на солнце струй. "Речной бог", смеющийся над щекочущими его струями" - этот эпиграф из стихотворения Ани де Ренье созвучен музыкальному образу произведения.
Клод Дебюсси
К. Дебюсси "Облака" жми ссылку
Эта музыка - воплощение стихии воздуха, пространства высокого неба. Её звучание отличается спокойствием, созерцательностью. Главное место в пьесе занимает "тема облаков" - короткий мотив, исполняемый английским рожком. В его голосе нет земного тепла: так "звучит высота".
Морис Равель
М. Равель "Игра воды" жми ссылку
В фортепианной пьесе "Игра воды" явно слышны переливы искрящихся на солнце струй. "Речной бог", смеющийся над щекочущими его струями" - этот эпиграф из стихотворения Ани де Ренье созвучен музыкальному образу произведения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий