Аккорд
(ит. accordo, фр. accord - согласие) - созвучие, звучание нескольких (не менее
трех) музыкальных тонов, взятых, как правило, одновременно.
Ария
(ит. aria - песня) - развитой вокальный эпизод в опере, оратории или кантате,
исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра
Балет синтетический вид искусства - крупный музыкалъно-хореографический
жанр, в котором основным художественным средством является танец, а также
пантомима, представляемые на театральной сцене в живописном декоративном оформлении
в сопровождении оркестровой музыки. Балет в виде самостоятельных танцевальных
сцен является иногда частью оперы.
Баллада
(фр. ballade, ит. ballare - танцевать) - первоначально название провансальской
(Франция) плясовой песни; затем - литературно-поэтический жанр, связанный с
народными преданиями или повествующий о событиях прошлого. С начала XIX века
Баллада - обозначение вокальных и инструментальных пьес повествовательного
склада.
Баритон
(греч. barytono - тяжелозвучный) - мужской голос среднего между басом и тенором
регистра; другое название - высокий бас.
Баркарола
Баркарола
(от ит. barca - лодка, barcaruola - песня лодочника) - род песни,
распространенный в Венеции, а также название вокальных и инструментальных пьес
созерцательного певучего характера с плавным, покачивающимся аккомпанементом;
размер 6/8. Другое название Баркаролы - гондольера (от ит. gondola -
венецианская лодка). Баркарола
Бас
Бас (ит. basso - низкий, греч. basis - основа) - 1. Самый низкий мужской голос. 2. Общее название низких по регистру оркестровых инструментов (виолончель, контрабас, фагот и т. д.).Болеро
Болеро (исп. bolero) - испанский танец, известный с конца XVIII века, умеренно быстрого движения, сопровождаемый ударами кастаньет; размер 3/4.
Вальс
(фр. valse, нем. Walzer) - танец, происшедший от австрийских, немецких и
чешских народных танцев. Вальс танцуется парами в плавном круговом движении;
размер 3/4 или 3/8, темп различный - от очень медленного до самого быстрого.
Благодаря особым образно-выразительным возможностям Вальс получил с середины
XIX века широкое распространение не только как танцевальный и концертный жанр,
но и как важная составная часть музыки оперы, балета, симфонии и даже камерных
- сольных и ансамблевых произведений.
Вариации
(лат. variatio - изменение) - музыкальное произведение, основанное на
постепенном изменении изложенной в начале темы, в ходе которого первоначальный
образ развивается и обогащается, не теряя своих существенных черт.
Виртуоз
Виртуоз (ит.
virtuoso - букв. доблестный, мужественный) - музыкант-исполнитель, в
совершенстве владеющий своим инструментом или голосом, легко, с блеском
преодолевающий любые технические трудности. Виртуозность - мастерство и
техническое совершенство музыкального исполнения. Виртуозная музыка - музыка, изобилующая
техническими трудностями, требующая блестящего, эффектного исполнения.
Вокализ
Вокализ (от
лат. vox - голос) - музыкальная пьеса для пения без слов, чаще всего
представляющая собой учебное упражнение; иногда Вокализ имеет художественное
значение.
Вступление
Вступление -
начальный раздел, непосредственно вводящий в какую-либо вокальную или
инструментальную пьесу, картину или акт музыкально-театрального представления.
Гавот
Гавот (фр.
gavotte) - старинный французский танец народного происхождения; впоследствии, с
XVII века вошел в придворный обиход, в XVIII веке занял место в танцевальной
сюите. Музыка Гавота энергичная, умеренно быстрого движения, размер 4/4 с
характерным двухчетвертным затактом.
Гармония
Гармония
(греч harmonia - соразмерность, согласованность) - 1. Одно из выразительных средств музыкального искусства, связанное с аккордовыми сочетаниями тонов и их последованиями, сопровождающими основную мелодию.
2. Наука об аккордах, их движении и связях. 3. Название отдельных аккордовых звукосочетаний при характеристике их выразительности («жесткая гармония», «светлая гармония» и т. д.). 4. Общее обозначение круга аккордовых средств, характерных для того или иного произведения, композитора, музыкального стиля («гармония Мусоргского», «романтическая гармония» и т. д.).
Гимн
Гимн (греч.
hymnos) - торжественное хвалебное песнопение.
Гусли
Гусли (от
древнерусск. гусель - струна) - старинный русский народный инструмент,
представляющий собой полый плоский ящик, на котором натянуты металлические струны.
Игрой на Гуслях обычно сопровождалось исполнение былин. Исполнитель на Гуслях -
гусляр.
Деревянные
духовые инструменты
Деревянные
духовые инструменты - общее название группы инструментов, в которую входят
флейта (с разновидностями флейта-пикколо и альтовая флейта), гобой (с
разновидностью альтовый гобой, или английский рожок), кларнет (с
разновидностями кларнет-пикколо и бас-кларнет), фагот (с разновидностью
контрафагот). Деревянные духовые инструменты используются также в духовых
оркестрах, различных камерных ансамблях и как солирующие инструменты. В
оркестровой партитуре группа Деревянных духовых инструментов занимает верхние
строчки, размещаясь в указанном выше порядке.Динамика (от греч. dynamikos - силовой) - 1. Сила, громкость звучания. 2. Обозначение степени напряженности, действенной устремленности музыкального повествования («динамика развития»).
P P –пианиссимо очень тихо
P -пиано тихо
mp – меццо форте
Mf –меццо форте
F –форте громко
Ff фортиссимо очень громко
Драматургия
музыкальная - совокупность принципов построения и развития музыки
оперы, балета, симфонии и т. п. с целью наиболее логичного, последовательного и
действенного воплощения избранного сюжета, идейного замысла.
Духовой
оркестр
Духовой
оркестр - оркестр, состоящий из медных и деревянных духовых и ударных
инструментов. Духовой оркестр отличается мощной, яркой звучностью.
Духовые
инструменты
Духовые
инструменты - инструменты, различные по форме, величине и материалу,
представляющие собой трубку или набор трубок, которые звучат благодаря
колебаниям заключенного в них столба воздуха. По материалу и способу
звукоизвлечения Духовые инструменты разделяются на медные и деревянные духовые
инструменты. К числу Духовых инструментов принадлежит также орган.
Дуэт
Дуэт (от.
лат. duo - два) - оперный или камерный ансамбль двух участников.
Жанр
Жанр (фр.
genre - тип, манера) - 1. Вид музыкального произведения, определяемый по
различным признакам: по характеру тематики (например, Жанр эпический,
комический), природе сюжета (например, Жанр исторический, мифологический),
составу исполнителей (например, Жанр - оперный, балетный, симфонический,
вокальный, инструментальный), обстоятельствам исполнения (например, Жанр
концертный, камерный, бытовой), особенностям формы (например, Жанр романса,
песни, инструментальной или оркестровой миниатюры) и т. д. 2. Жанровый (в
музыке) - связанный с характерными чертами народных бытовых музыкальных жанров.
3. Жанровая сцена - бытовая сцена.
Импровизация
Импровизация
(от лат. improvisus - непредвиденный, нечаянный) - творчество в процессе
исполнения, без предварительной подготовки, по вдохновению; также
характеристика определенного рода музыкальных произведений или их отдельных
эпизодов, отличающихся прихотливой свободой изложения.Канон - (гр. kanon — норма, образец, правило) — 1. Многоголосное произведение, в котором все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно, с опозданием. Первый голос называется пропостой, остальные голоса, повторяющие пропосту, называются риспостами.
Камерная
музыка
Камерная
музыка (от ит. camera - комната) - музыка для солирующих инструментов или
голосов, небольшие ансамбли, предназначенные для исполнения в небольших
концертных залах.
Квартет
Квартет (от
лат. quartus - четвертый) - оперно-вокальный или инструментальный (чаще всего
струнный) ансамбль четырех участников.
Квинтет
Квинтет (от
лат. quintus - пятый) - оперно-вокальный или инструментальный ансамбль пяти
участников.
Кода
Кода (ит.
coda - хвост, конец) - заключительный раздел музыкального произведения, обычно
энергичного, стремительного характера, утверждающий его основную идею,
господствующий образ.
Композитор
Композитор
(лат. compositor - сочинитель, составитель, создатель) - автор музыкального
произведения.
Концерт
Концерт (от
лат. concertare - состязаться, ит. concerto - согласие) - 1. Публичное
исполнение музыкальных произведений. 2. Большое, обычно трехчастное,
произведение для солирующего инструмента с оркестром, блестящее, эффектное,
обладающее развитыми элементами виртуозности, в некоторых случаях
приближающееся по богатству и значительности идейно-художественного содержания
к симфонии.
Кульминация
Кульминация
(от лат. culmen - верх, вершина) - момент высшего напряжения в музыкальном
развитии.
Либретто
Либретто
(ит. libretto - тетрадка, книжечка) - полный литературный текст оперы,
оперетты; словесное изложение содержания балета. Автор Либретто - либреттист.
Мелодия
(греч. melodia - пение песни от melos - песнь и ode - пение)
- основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом,
важнейшее средство музыкальной выразительности.
Менуэт (фр. menuet) - старинный французский
танец, первоначально народного происхождения, в XVII веке - придворный танец, в
конце XVIII века введен в симфонический цикл. Менуэт отличается плавностью и
грациозностью движений; размер 3/4.
Меццо-сопрано
Меццо-сопрано
(от ит. mezzo - срединный и soprano) - женский голос, по регистру занимающий
промежуточное положение между сопрано и контральто. меццосопрано в хоре - то
же, что альт.
Мотив
Мотив (от
ит. motivo - повод, побуждение, и лат. motus - движение) - 1. Часть мелодии,
имеющая самостоятельное выразительное значение; группа звуков мелодия,
объединенная вокруг одного акцента - ударения. 2. В общераспространенном
значении - напев, мелодия.
Ноктюрн
Ноктюрн (фр.
nocturne - ночной) - распространившееся в XIX веке название сравнительно
небольших инструментальных (редко - вокальных) пьес лирически-созерцательного
характера с выразительной певучей мелодией.
Опера
Опера -
синтетический вид искусства, включающий пение и танцы, сопровождаемые оркестровой музыкой, драматическое действие, а также
живописно-декоративное оформление.Оперное произведение слагается из сольных эпизодов - арий, речитативов, а также ансамблей, хоров, балетных сцен, самостоятельных оркестровых номеров (см. увертюра, антракт, интродукция). Опера делится на акты и картины. Как самостоятельный жанр Опера распространилась в Европе в XVII веке, в России - с середины XVIII века. Дальнейшее развитие привело к образованию различных национальных стилей и идейно-художественных типов оперного искусства (см. О. большая французская, Опера-буффа, Опера комическая, Опера лирико-драматическая, Опера лирическая французская, Опера нищих, Опера-сериа, Опера эпическая, зингшпиль, музыкальная драма, оперетта). В итоге многообразного исторического развития Опера стала наиболее демократичным жанром среди сложных монументальных жанров музыкального искусства.
Оперетта
Оперетта
(ит. operetta - маленькая опера) - театральное представление, сочетающее пение
и танцы в сопровождении оркестра с разговорными сценами, ведущее свое
происхождение от комической оперы XVIII века. Европейской Оперетте XIX века
свойственно обилие комедийных положений сатирического либо чисто
развлекательного характера. В советском музыкально-театральном искусстве
Оперетта чаще именуется музыкальной комедией.
Оратория
Оратория (от
лат. oratoria - красноречие) - крупный вокально-симфонический жанр музыкального
искусства, произведения которого предназначены для исполнения хором,
солистами-певцами и оркестром. В основе Оратории лежит определенный сюжет,
обобщенно повествующий об исторических или легендарных событиях народной жизни,
обычно обладающий возвышенной, героической окраской. Сюжет Оратории воплощается
в ряде завершенных сольных, хоровых и оркестровых номеров, иногда разделяемых речитативами.
Орган
Орган (от
греч. organon - инструмент, орудие) - самый крупный из современных музыкальных
инструментов, существовавший и совершенствовавшийся на протяжении многих веков.
Орган представляет собой систему труб, звучащих благодаря вдуванию в них струи
воздуха, производимому механическим способом. Наличие труб различных размеров и
формы позволяет извлекать звуки различной высоты и тембра. Управление Органом
осуществляется при помощи клавиатур, ручных (мануалы, доходящие числом до трех)
и ножной (педаль), а также многочисленных переключателей регистров. По мощи и
красочному богатству звучания Орган соперничает с симфоническим оркестром.
Оркестр
Оркестр (от
греч. orchestra - в древнегреческом театре место перед сценой, на котором
размещался хор) - многочисленный коллектив музыкантов-исполнителей,
предназначенный для совместного исполнения музыкальных произведений. В отличие
от ансамбля, некоторые партии в Оркестре исполняются одновременно несколькими
музыкантами наподобие одноголосного хора. По составу инструментов Оркестры
разделяются на симфонические оркестры, духовые, народных инструментов,
эстрадные, джазовые и др. оркестры. Оперный Оркестр, так же как симфонический,
состоит из четырех основных групп инструментов - групп деревянных духовых,
медных духовых, ударных, струнных смычковых, а также включает некоторые
единичные инструменты, не входящие ни в одну из групп (арфа, изредка
фортепиано, гитара и др.).
Партитура
Партитура
(ит. partitura - деление, распределение) - нотная запись ансамблевой,
оркестровой, оперной, ораториально-кантатной и пр. музыки, требующей многих
исполнителей. Число строк Партитуры определяется количеством входящих в нее
партий - инструментальных, сольно-вокальных и хоровых, которые располагаются в
определенном порядке.
Песня
Песня -
основной вокальный жанр народного музыкального творчества и родственный ему по
характеру жанр вокальной музыки вообще. Для Песни характерно наличие ясной,
выпуклой, выразительной и стройной мелодии, обладающей обобщенным
образно-эмоциональным содержанием, воплощающей чувства и мысли не отдельного
человека, а народа. Совокупность этих черт входит в понятие песенности как
особого средства музыкальной выразительности, особого склада музыкального
мышления. В узком смысле Песня - небольшая вокальная пьеса с сопровождением или без него, отличающаяся простотой и мелодически выразительной напевностью, обычно в куплетной форме, а также инструментальная пьеса аналогичного размера и характера.
Комментариев нет:
Отправить комментарий